Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к предстоятелям поместных православных церквей, религиозным деятелям и представителям международных организаций с посланием, в котором поделился глубокой обеспокоенностью в связи с резким усилением государственного давления на православных христиан Украины.
Напомним, что 10 марта руководство Национального заповедника “Киево-Печерская лавра” Министерства культуры и информационной политики Украины известило общину Успенской Киево-Печерской лавры Украинской Православной Церкви о расторжении договора о пользовании храмами и зданиями монастыря и требовании покинуть территорию обители в срок до 29 марта.
Патриарх указал на то, что данному решению предшествовал целый ряд мер давления на монашескую общину Киево-Печерской лавры. В частности, организованные спецслужбами Украины унизительные обыски зданий монастыря и мест проживания насельников в ноябре 2022 года, а также расторжение 31 декабря того же года договора с монастырем о пользовании двумя крупнейшими храмами обители. Давлением является и многомесячная клеветническая информационная кампания с участием государственных СМИ и телеканалов, а также радикальных политиков, религиозных и общественных деятелей, направленная против монастыря – с призывами к его изъятию из пользования общины и даже к насильственному захвату.
“Киево-Печерская лавра – это первый монастырь Киевской Руси, существующий с XI века, родоначальник общей духовной и монашеской традиции русского, украинского и белорусского народов. Это колыбель нашей цивилизации и национальных культур, – цитирует Святейшего сайт патриархия.ру. – Здесь написан первый исторический памятник Древней Руси – “Повесть временных лет”, отсюда берет свои истоки письменность и литература наших народов. На протяжении тысячелетней истории обители она неоднократно страдала от набегов, иноземных завоеваний и откровенных гонений на христиан. Но лишь во времена господства воинствующей атеистической власти в ХХ столетии монашествующих Киево-Печерской лавры изгоняли из монастыря”.
При этом, как заявил патриарх, “новые поколения монахов вновь возродили обитель и приложили колоссальные труды и большие средства – при минимальной помощи государства, а то и отсутствии таковой – к реставрации обители, восстановлению отнятых ныне Успенского и Трапезного храмов, но главное – к воссозданию в нем прежних духовных традиций и полноценной монашеской жизни”.
Сегодня Киево-Печерская лавра – это святыня всеправославного значения, храмы которой посещают тысячи паломников. “Лавра остается одним из крупнейших православных монастырей мира, объединяющим более двухсот монахов и послушников. На ее территории также размещен центр управления Украинской Православной Церкви, проживают сотни будущих священнослужителей – студентов Киевской духовной академии и семинарии”, – подчеркнул предстоятель РПЦ.
Он добавил, что ультиматум государственных властей в адрес Киево-Печерского монастыря “обращает на себя внимание отсутствием в нем достаточных юридических обоснований”. А “работа некоей комиссии по поиску нарушений в хозяйственной деятельности монастыря имела непрозрачный характер, а ее репрессивная цель – полное изгнание монашествующих из лавры – не скрывалась государственными чиновниками и находящимися под влиянием светских властей представителями иных религиозных организаций Украины”.
Патриарх Кирилл выразил сожаление, что при декларировании государственным руководством Украины своей приверженности демократическим нормам, европейскому пути развития, соблюдению прав и свобод человека, эти права и свободы сегодня попираются самым вопиющим образом.
Его Святейшество обратился к религиозным деятелям и представителям международных организаций с призывом “приложить все возможные усилия, чтобы воспрепятствовать принудительному закрытию монастыря, каковое приведет к нарушению прав миллионов украинских верующих на свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Украины, а также такими документами как Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений и многими другими актами международного значения”.