«На Западе со мной работать не хотят, потому что я поддержал Россию. Зато Россия будет работать со мной. И это прекрасно!» — рассказал в эксклюзивном интервью aif.ru дважды обладатель «Золотой пальмовой ветви» в Каннах, президент Международного фестиваля «Дух огня», который стартует 5 марта в Ханты-Мансийске, Эмир Кустурица.
При чём тут Фёдор Михайлович?
aif.ru: Господин Кустурица, у вас давняя любовь к России. Хотели даже делать кинотрилогию по Достоевскому, Толстому, Гоголю…
Эмир Кустурица: Можно сказать, что и во Франции есть замечательные авторы — Стендаль, Флобер. Но русская литература не просто великая. Толстой, Достоевский, Гоголь внесли такой вклад в мировую культуру, какой не внесли писатели никакой другой страны. Это объективно. А потому смешно было слышать заявления Запада об отмене русской культуры.
— Давно ясно, что «отмена» провалилась ещё на уровне идеи.
— Как политики могут запретить людям читать русских писателей? К слову, у вас и сейчас есть хорошие авторы. Я читаю Водолазкина, Прилепина, Татьяну Толстую. Но нравятся и Пелевин, Улицкая (признана иноагентом. — прим. ред.). Хотя не всегда хорошие писатели хорошие люди. Если говорить об их политической позиции.
— Кажется, сегодня стоит говорить не об отмене русской культуры, а об отмене на Западе Кустурицы.
— Пожалуй, вы правы. Хотя во Франции недавно неожиданно отреставрировали снятые мною в 1990-е годы «Аризонскую мечту» и «Андеграунд» и пустили их в прокат в крупнейшем кинотеатре Парижа. Вообще же на Западе со мной работать не хотят, потому что я поддержал Россию. Зато Россия будет работать со мной. И это прекрасно!
— Осенью приступите к съёмкам фильма «Как я не снял «Преступление и наказание», где вас, режиссёра Кустурицу, а вовсе не студента Раскольникова сыграет актёр Юра Борисов.
— По сюжету богатый человек говорит молодому режиссёру: «Если ты убьёшь мою жену, я дам тебе много денег, и ты будешь счастлив».
— Но при чём тут Фёдор Михайлович?
— Наверное, это будет самый популярный вопрос… У Достоевского была дилемма: убить человека или не убить («Тварь ли я дрожащая или право имею?» — прим. ред.). Думаю, на Западе это уже не дилемма, а обычный вопрос.
Успешное или хорошее
— Вы видели Борисова в других картинах?
— В двух или трёх — до того, как посмотрел этот плохой фильм («Анора». — прим. ред.). Но вот что я понял: Юра — один из тех, кто способен сыграть даже собаку. По-моему, он может всё. Природа!
— В «Пророке» Борисов тоже прекрасен. Только при чём тут Пушкин?
— Те же законы рынка! На Западе можно сделать актёрскую карьеру без… единого хорошего фильма. Снимайся много — о тебе станут писать, тебя будут все знать!
— Кинематографы России и Сербии тоже изменились под влиянием Голливуда.
— Это страшно, да. Люди думают, будто то, что они делают, нужно рынку. Но рынок — не живой человек. Российский кинематограф будет успешен, когда будет много хороших фильмов — не только коммерчески выгодных. Если прибыли нет, а фильм удачный — тоже хорошо. Для культуры. Не могут все картины быть успешными с точки зрения денег.
— Сейчас активно развивается кино в азиатских странах. За ними и будущее?
— Не думаю, что Западная Европа и США будут радовать нас хорошими фильмами. Не верю, что там станут работать иначе. Так что хорошо, что в Россию приходят картины из Ирана, Вьетнама, Филиппин, Таиланда. Это будут прекрасные открытия для всех.
— Вот и Никита Михалков предложил вместо «Оскара» создать в России свою премию — евразийскую. Вы ведь давние друзья с ним?
— Да, я полюбил его фильмы, когда ещё был студентом пражской киношколы. Мне нравятся «Раба любви», интерпретация Чехова («Неоконченная пьеса для механического пианино». — прим. ред.). В 1989-м на кинофестивале в Москве мы впервые встретились с Никитой. И с тех пор часто видимся — я бываю у него, он у меня.
«Я старый православный»
— В 2024 году вы презентовали документальную ленту «Люди Христовы. Наше время». Как прошли показы в разных странах?
— Знаете, почему Трамп решился на переговоры по Украине? Потому что христианин. То, что американцы согласились с тем, что надо закончить войну на Украине, свидетельствует о мощном изменении мировой картины. Байден же хотел уничтожить православие. Очень старая идея. Он видел, что есть единство русского и других славянских народов, а православие для Запада — серьёзный враг. Для меня «Люди Христовы» очень значимый фильм. Рад, что сделал и показал его. Хотелось, чтобы люди увидели, что случилось в Донбассе, в Киеве, в Лавре (Киево-Печерская лавра. — прим. ред.). Это чудовищное преступление. Запад не верил, что такое в принципе может быть. И этот фильм нужен был как аргумент.
— То, что ваши предки православные сербы, стало главным аргументом в том, чтобы принять православие? Хотя родители были мусульманами.
— Нет, в источниках ошибка. В Югославии были и православные, и мусульмане. Но моя родина ислам никогда не практиковала. Там жили атеисты. Однако пришёл момент — моя судьба изменилась. Я понял, что должен окреститься.
— Это было 20 лет назад.
— Уже 20 лет?! Такой я старый православный.
— Тогда же, в 2005-м, вы получили архитектурную премию за этнодеревню Дрвенград. Когда есть время, чем занимаетесь там?
— Электричеством, водоснабжением. Перестроили дом для гостей — вместо дерева в основании теперь камень. В деревне дел всегда хватает. Кроме того, пишу, читаю.
— Есть что-то, чем вы по-настоящему гордитесь?
— Собой — точно нет. Горжусь дочерью, сыном, женой, близкими друзьями. И всех их люблю.
— Два года назад, когда вас избрали президентом «Духа огня», вы не приехали на фестиваль, потому что сломали ногу. С тех пор в футбол не играете. Но болеть за сербские клубы вам ведь ничто не мешает?
— Я болею за клуб «Партизан». «Црвена звезда» — команда № 1 для тех, кто её любит (противостояние «Партизана» и «Црвены звезды» сербы называют «Вечное дерби». — прим. ред.). Но она не лучшая, хоть в ней и начинал мой друг Деян Станкович, который сейчас тренирует московский «Спартак». А вообще я люблю хороший футбол, которого у нас нет. Как и у вас.
Главный вопрос
— В минувшее воскресенье прошла очередная церемония «Оскара». Награды в пяти категориях, включая «Лучший фильм», достались «Аноре» с участием Борисова. Многие восторгались этой картиной. Вы же говорите, что она плохая.
— Огромная ошибка думать, что «Анора» — хорошая картина. Там ничего нет! Ни героя, ни высказывания, ни человеческой истории. Есть лишь богатый сынок, влюбившийся в проститутку, и родители, которые не хотят, чтобы он был с ней. Всё! Как такой фильм стал победителем фестиваля в Каннах?! Не знаю!..
Президентом жюри была режиссёр (американка Грета Гёрвиг. — прим. ред.) сделавшая фильм «Барби» и думавшая, вероятно, только о рынке. Она даже не понимает, что совершила ошибку, дав главный приз «Аноре». Это ошибка с точки зрения морали, эстетики.