Что ждет паству Русской православной церкви в странах Евросоюза

0
59

Запретный ход: ЕС исключил принятие коллективных ограничений против РПЦ

Вопросы правового статуса Русской православной церкви в ЕС остаются в ведении стран — членов блока, заявили «Известиям» в Еврокомиссии. При этом, как показывает ситуация в Эстонии и других странах сообщества, власти Евросоюза предпочитают закрывать глаза на произвол национальных правительств в отношении РПЦ. Многие страны ЕС сейчас, по сути, копируют дискриминационную политику Киева, направленную против канонической Украинской православной церкви, отмечают эксперты. О вызовах, с которыми Русская православная церковь сталкивается в Европе, — в материале «Известий».

В Европе призывают к санкциям в отношении РПЦ

Несмотря на давление, которое оказывается на Русскую православную церковь Московского патриархата в некоторых странах ЕС, власти сообщества не будут принимать коллективное решение по правовому статусу РПЦ.

— Что касается определения правового статуса религиозных организаций, то эта компетенция принадлежит государствам-членам, — заявил «Известиям» официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано.

При этом он отказался комментировать принятую 1 октября Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) резолюцию, призывающую государства-члены признать роль РПЦ как «инструмента российской государственной пропаганды».

Это не первая резолюция ПАСЕ, направленная против РПЦ. В апреле этого года ассамблея обвинила РПЦ и ее предстоятеля патриарха Кирилла в проповеди идеологии «русского мира» и поддержке действий России на Украине. Авторы документа считают, что церковь в России зависима от власти и не подпадает под действие 18-й статьи Международного пакта о гражданских и политических правах ООН, гарантирующего свободу религии и вероисповедания.

В апреле 2022 года с критикой РПЦ выступили и в Европарламенте, приняв резолюцию, которая вменяет патриарху Кириллу попытки дать «богословское прикрытие» действиям России на Украине. В Московском патриархате тогда констатировали, что «обвинять патриарха столь же удобно, сколь безопасно, ведь он не вводит ни санкций, ни контрсанкций». Стоит отметить, что резолюция Европарламента носит лишь рекомендательный характер.

Европейский союз продолжит и дальше оказывать давление на РПЦ МП, однако признать ее организацией, запрещенной на территории блока, он не сможет, считает заместитель директора Института Европы РАН Роман Лункин. По его словам, если Брюссель на это пойдет, это будет слишком очевидным нарушением Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ).

— Европейский союз перекладывает ответственность на национальные правительства, позволяя им нарушать ЕКПЧ, которая гарантирует фундаментальные права верующих и религиозных организаций. Там ясно провозглашена свобода совести, свобода религиозных собраний и ассоциаций, что включает в себя невмешательство во внутренние дела религиозных организаций, — сказал он «Известиям». — Тем не менее Брюссель всё прощает национальным правительствам, что бы они ни делали в отношении церкви.

Примеры давления на РПЦ МП в странах ЕС

Особенно показателен пример Эстонии. В апреле 2024-го глава МВД Лаури Ляэнеметс предложил признать Московский патриархат Русской православной церкви террористической организацией. Это позволило бы поставить вне закона и канонически связанную с ней Эстонскую православную церковь Московского патриархата (ЭПЦ МП).

Эстонские власти настоятельно требуют от последней порвать все связи с Московским патриархатом и стать частью Эстонской апостольской православной церкви (ЭАПЦ), находящейся в юрисдикции Константинопольского патриархата. ЭАПЦ в этом чрезвычайно заинтересована, поскольку ее приходы посещает только 7 тыс. человек (в основном этнические эстонцы), а ЭПЦ МП объединяет в своих рядах свыше 100 тыс. человек (главным образом это русские и русскоязычные эстонцы).

В ЭПЦ МП на такой шаг пойти не могут. В ней отмечают, что ее автономный статус не позволяет ей разорвать каноническую связь с Московским патриархатом в одностороннем порядке. Но при этом подчеркивают, что в церковно-административных, экономических, образовательных и церковно-общественных делах церковь сохраняет независимость от Московского патриархата.

Более того, 20 августа Собор ЭПЦ МП принял новую редакцию церковного устава, в которой (с отсылкой к Томосу 1993 года, выданному патриархом Алексием II) было убрано упоминание Московского патриархата. Впрочем, в Таллине такой шаг не оценили. Эстонские власти разозлил факт удаленного участия в Соборе предстоятеля ЭПЦ МП митрополита Таллинского и всея Эстонии Евгения. Иерарх был депортирован из страны в начале этого года из-за сохранения российского гражданства.

Митрополит Евгений не единственный представитель клира, высланный из страны ЕС за «связь» с Кремлем. Так, в сентябре 2023 года власти Болгарии выдворили из страны настоятеля подворья Русской православной церкви в Софии архимандрита Вассиана и еще одного священнослужителя под предлогом того, что они оказывали «целенаправленное воздействие на общественно-политические процессы в Болгарии в пользу российских геополитических интересов».

В августе 2024 года власти Чехии объявили персоной нон грата настоятеля подворья Русской православной церкви в Карловых Варах протоиерея Николая Лищенюка. Ему предписали покинуть страну в течение месяца. По мнению властей, клирик «при поддержке российских властей создал структуру влияния и мог угрожать безопасности государства».

— Для церкви это вполне штатная и обычная ситуация. Церковь и не такое переживала. Власти меняются, а церковь остается, как это было и в нашей стране. В отличие от Украины, слава богу, физических расправ над верующими в ЕС мы пока не наблюдаем, — сказал «Известиям» религиовед Роман Силантьев.

Ситуация с православной церковью на Украине и в Молдавии

Дискриминация церкви в ЕС происходит на фоне беспрецедентного давления на Украинскую православную церковь (УПЦ). На Украине к православию себя относит более 70% населения. Стоит отметить, что гонения на УПЦ начались в стране еще с 2014 года после госпереворота, однако с началом СВО власти перешли к более решительным мерам. В прошлом месяце на Украине вступил в силу закон, фактически запрещающий деятельность УПЦ. При этом еще в мае 2022 года УПЦ Московского патриархата объявила о своей независимости от РПЦ.

Тем не менее Русская православная церковь раскритиковала закон, отметив, что УПЦ объединяет большинство украинцев, а реализация решения приведет лишь к «актам массового насилия в отношении миллионов верующих». В МИД РФ заявили об очередном витке гонений на УПЦ.

На открытую дискриминацию церкви обратили внимание в ООН. Управление верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) опубликовало доклад, в котором говорится, что закон о запрете УПЦ «вызывает обеспокоенность» относительно его соответствия международным стандартам в области прав человека. Впрочем, от более решительной критики во всемирной организации предпочли воздержаться. МИД России обратился в УВКПЧ по поводу нарушения Киевом международных обязательств в обеспечении свободы вероисповедания.

«Мы получили очередную дежурную отписку. В ней по касательной сказано о том, что управление ВКПЧ ООН якобы отслеживает ситуацию с УПЦ, и уже якобы выражало свои озабоченности по поводу потенциально дискриминационного характера принятых киевским режимом мер, и призывало украинские власти обеспечить преследуемым лицам доступ к справедливому судебному разбирательству», — заявила 9 октября официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Кроме того, в последнее время на Украине участились случаи задержания отдельных священнослужителей УПЦ сотрудниками местных военкоматов для их возможной мобилизации. Облавы на духовенство на Украине пока еще не норма, но не исключено, что дело к этому идет, считает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России Богдан Безпалько.

— Это может стать нормой в ближайшее время. Есть прецеденты, которые говорят о том, что в качестве инструмента давления на клириков УПЦ будет распространяться мера по их насильственной мобилизации в Вооруженные силы Украины. Причем даже тех клириков, которые поддерживают украинское государство, ВСУ, но не переходят в Православную церковь Украины (ПЦУ), которая была создана еще при Петре Порошенко в 2018 году, — сказал он «Известиям». — Власти добиваются того, чтобы клирики УПЦ перешли в ПЦУ. Но это будет означать потерю статуса, доходов и вообще всего, чем они сейчас обладают. А для православных верующих — это потеря правды, благодати и того, что они считают нематериальной ценностью.

Схожие процессы происходят и в Молдавии, однако в меньших масштабах, отмечает аналитик. Там православных большинство — свыше 93% граждан. Есть две структуры: румынская и русская церкви. У первой, Бессарабской митрополии, более сотни общин. А у Православной церкви Молдовы (ПЦМ) — свыше 1,2 тыс. Подавляющее большинство верующих, русскоязычных, ходят в храмы Московского патриархата.

В августе этого года депутат правящей Партии действия и солидарности (PAS) Василе Шоймару выразил уверенность, что молдавские власти запретят деятельность ПЦМ по примеру УПЦ уже этой осенью. Синод Православной церкви Молдавии выразил обеспокоенность давлением властей на священнослужителей.

— К священникам домой приходят сотрудники правоохранительных органов и заставляют их подписывать различные непонятные заявления. Некоторых священнослужителей задерживали на пограничных пунктах и подвергали тщательному досмотру без каких-либо оснований, — заявили в ПЦМ. — В адрес церкви и ее служителей поступают всё новые и новые угрозы.

Впрочем, пока официальный Кишинев заявляет, что планов по ликвидации Молдавской митрополии сейчас нет.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here