Ушел из жизни мастер мирового кино Анджей Вайда
Режиссер с мировым именем – Анджей Вайда скончался на 91-м году жизни. Это имя – веха в кино. И не только. В послевоенной Европе – творчество Вайды было символом свободы. Обладатель практически всех кинематографических призов, кавалер высших национальных наград многих стран мира – он работал до последнего дня. 14 октября на Римском фестивале будет показана его последняя лента – «Послеобразы». Рассказывает Юлия Казюкова.
Почти полсотни фильмов и столько же спектаклей принесли мастеру многочисленные награды. В их числе «Оскар» – за «вклад в мировое кино», создание в Варшаве собственной киношколы, премия «Сезар», призы Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей.
Он говорил, что ничего не сочиняет. Все фильмы Анджея Вайды – часть его жизни. Начиная с «Поколения» – картины-манифеста о молодежи, рожденной в 20-х и опаленной войной, критики заговорили о новой, посттоталитарной школе польского кино. Ее лидер – Анджей Вайда – в 1957-м получил спецприз Каннского фестиваля за картину «Канал». А еще через год фильм «Пепел и алмаз» – последний в «военной трилогии» – принос ему мировую славу.
«Он был моральным авторитетом. Он верил, что кино что-то сможет изменить и в общественной жизни. Кинематограф Вайды влиял на умы. И после его фильмов невозможно было возвращение коммунистического тоталитаризма. Он освобождал умы», – рассказывает кинокритик Лариса Малюкова.
Его юность, которая пришлась на Вторую мировую войну, определила и взгляды Вайды. Он был антикоммунистом и крайне негативно относился ко многому в Советском Союзе. Нужно было обходить цензуру. А Вайда продолжал говорить. Не только в кино, но и в театре. Достоевского – знатока человеческих душ – ставил по всему миру, но не в России, где классика считали сугубо своим. В 2004-м мечта Анджея Вайды сбылась – на сцене «Современника» он поставил «Бесов».
По Вайде можно изучать историю Польши. Во многих школах его экранизации показывают на уроках истории. В 2007-м вышла его «Катынь» – среди расстрелянных там 15 тысяч поляков был отец режиссера.
«Катынь» – это очень важный фильм для Анджея Вайды, можно сказать, очень личный фильм – он там показывает судьбу своей семьи, – сказал директор Польского культурного центра в Москве Дариуш Клеховски. – Для поляков этот фильм – огромное впечатление, мы очень долго ждали, чтобы какой-нибудь режиссёр польский снять фильм об этом. С перспективы лет, я считаю, никто не мог это сделать – только Анджей Вайда, потому что его отец погиб там».
В этом году Польский институт киноискусства выдвинул на «Оскара» ленту «Послеобразы», ставшую последней в биографии Анджея Вайды. Она, как и другие фильмы режиссера, – о способности человека противостоять системе, оставаться самим собой.