Кризисы в отношениях между государствами или политическими блоками приходят и уходят. Национальные интересы России и Италии во многом совпадают, параллельны или созвучны. Эта уверенность позволяет с оптимизмом смотреть в будущее российско-итальянского взаимодействия.
28-29 октября 2021 года, в итальянской Вероне состоялся 14-й Евразийский экономический форум. В преддверии форума, чрезвычайный и полномочный посол России в Италии и Сан-Марино Сергей Разов ответил на вопросы РИА «Банки и Финансы».
— Сергей Сергеевич, каковы перспективы признания нашей вакцины в Италии?
— Призываю не политизировать вопросы здравоохранения и эффективности препарата «Спутник V», который уже применяется в 70 странах с общим населением 4 миллиарда человек. Итальянское руководство неоднократно заявляло, что в вопросах сертификации российской вакцины будет ориентироваться, прежде всего, на рекомендации компетентных органов ЕС.
Хочу обратить внимание, что окончательное решение принимает именно государственный регулятор. Как это было сделано, например, в Венгрии и Словакии – препарат «Спутник V» был зарегистрирован на национальном уровне. Кроме того, целый ряд европейских государств –Болгария, Эстония, Греция, Хорватия, Кипр, Словения, Румыния – признают выданные в нашей стране сертификаты, разрешая российским гражданам, привитым «Спутником V», въезжать на их территорию.
Безопасность и эффективность российского препарата продемонстрирована клинически в рамках научных исследований, проведенных в том числе в Италии – Институтом Спалланцани. Более того, 13 апреля 2021 года разработчик отечественной вакцины – НИЦЭМ им. Н. Ф. Гамалеи – заключил с этим ведущим итальянским институтом Меморандум о научном сотрудничестве. Весной этого года, испытания, проведённые совместно с санитарными органами Республики Сан-Марино, показали, что после второй дозы российской вакцины, антитела вырабатываются у 99% привитых.
— Известно, что влияние США на Италию достаточно велико. Мешает ли это диалогу Италии с Россией и в какой плоскости?
— Правильнее говорить о влиянии не столько США, сколько избранного западными странами общего курса на сдерживание России. Он проявляется и в блоковой солидарности, и в политических директивах Евросоюза. Конечно, этот фактор сейчас отнюдь не способствует дальнейшему развитию российско-итальянских отношений. Однако, к чести наших партнеров с Апеннин надо признать, действуя в достаточно узком поле санкционных ограничений, местные экономические операторы и региональные власти делают все возможное, чтобы сохранить и нарастить, то лучшее, что было наработано за десятилетия эффективного двустороннего взаимодействия.
— Двусторонний товарооборот. Каковы, по Вашему мнению, темпы роста и когда можно ожидать доковидного восстановления?
— После существенного сокращения вследствие мирового экономического кризиса, вызванного COVID-19, наметилась тенденция к постепенному восстановлению показателей. В первом полугодии 2021 года, объем российско-итальянского товарооборота вырос на 36,3 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил $14,8 млрд. Российский экспорт в Италию увеличился на 43,2 % до $8,1 млрд., импорт из Италии – на 28,8 %, составив $6,8 млрд. Италия занимает сейчас 8-е место в списке внешнеторговых партнеров России (для сравнения – наш товарооборот в 2018 году достигал порядка $27 млрд., в 2019 г. – $25,2 млрд.
Рассчитываем на дальнейший рост и судя по динамике за первую половину года, удастся достичь, а скорее даже превзойти доковидные показатели к концу 2021 года.
— Несмотря на пандемию, российские и итальянские компании договорились о строительстве заводов в Нижегородской и Московской областях. Какие подобные проекты сейчас находятся в стадии завершения?
— Да, действительно, взаимодействие не приостанавливалось. В сентябре 2020 года был подписан контракт на поставку оборудования между Объединенной металлургической компанией и итальянским холдингом Danieli на сумму 400 миллионов евро для оснащения новейшего электрометаллургического комплекса в Нижегородской области. Завершена сделка между РФПИ и компанией «Барилла» по строительству второй линии завода по выпуску макаронных изделий в Московской области.
В числе значимых последних проектов – завершение строительства Амурского газоперерабатывающего завода; запланированное на 2022 год строительство завода по производству аммиака в Ленинградской области и создание совместного предприятия по производству карбамида в Тольятти.
В сфере ветрогенерации «Энел Россия» построила ветропарки в трех регионах (Ростовской, Мурманской областях и Ставропольском крае), в планах – создание четвёртого ветропарка.
— Локализация итальянских производств на территории нашей страны – перспективная сфера сотрудничества. В чем конкретно это проявляется и какие есть проблемы?
— Продолжается переход от поставок продукции с маркой «Сделано в Италии» к углублению производственной кооперации по принципу «Сделано с Италией». Такая модель сочетает в себе накопленный опыт, технологии итальянских компаний и производство на местном уровне с использованием российских ресурсов и инвестиций. Из числа последних примеров можно привести созданное «Северсталь» и итальянской «Tenaris» совместное предприятие для строительства в Сургуте завода по выпуску труб для нефтяной промышленности. Общий объем инвестиций оценивается в $240 миллионов. Ожидается, что на полную производственную мощность предприятие выйдет в 2024 году. Итальянская группа компаний Zoppas Industries, открыла производство нагревательных элементов во Владимирской области, общие инвестиции составили порядка $12 миллионов.
Отличным примером локализации итальянского производства также можно отнести развитие ОЭЗ «Липецк». Итальянские компании намерены инвестировать в новые локальные российские проекты более полутора миллиардов рублей. Речь идет о машиностроении, деревообработке и пищевой промышленности. Для ускорения прихода итальянских компаний в Россию, представители бизнеса просят об ослаблении визового режима и карантинных ограничений. Итальянские предприниматели сетуют на то, что не все льготы в России распространяются на предприятия малого и среднего бизнеса. Это важно именно для Италии, чья экономика, как известно, базируется преимущественно на небольших семейных фирмах. Эти вопросы рассматриваются.
— Без визы в Сан-Марино. Насколько это реально??
-Проект Соглашения об условиях отказа от визовых формальностей при взаимных поездках граждан находится в высокой степени готовности. Надеемся в скором времени выйти на его подписание. Конечно, с учетом географического положения Республики Сан-Марино еще необходимо отработать технические детали для возможности въезда российских граждан.
— Когда Италия может стать открытой для российских туристов, особенно на фоне введения грин-пасс?
— Порядок въезда в государства-члены ЕС, в Италию, введение «зеленых пропусков» – темы взаимосвязанные, но речь идет о двух разных вопросах. Свобода въезда из третьих стран определяется национальными правительствами, исходя из эпидемиологической ситуации, а «грин пасс» введен для регулирования передвижений и деятельности граждан на территории стран Евросоюза. «Зеленый пропуск» выдается на основании отрицательного теста на COVID-19, свидетельства о перенесенном заболевании или вакцинации. В вопросе пересечения границы, применительно к Италии, его наличие лишь освобождает от обязательного предъявления негативного результата ПЦР-тестирования.
Что же касается въезда в Италию, то в условиях пандемии Италия в целом придерживается тех же правил въезда иностранцев, что и другие страны ЕС. Россия пока входит в список государств, с территории которых въезд в Италию разрешен только при наличии веских оснований, обусловленных причинами медицинского, служебного, образовательного и гуманитарного характера. До пандемии на Апеннинский полуостров приезжали более 1 миллиона российских граждан ежегодно. Очевидно, что сейчас Италия несет ощутимые экономические потери от отсутствия наших туристов. С 28 июня 2021 года восстановлено прямое авиасообщение между Италией и Россией: прибывающие в Россию итальянцы без каких-либо ограничений могут находиться на территории нашей страны в соответствии со своей программой пребывания.
Повторю, хорошим стимулом для восстановления объема туристических поездок российских граждан в Италию, стало бы взаимное признание сертификатов вакцинации. Как я уже сказал, многое будет зависеть от позиции европейских и итальянских фармацевтических регуляторов. Мы продолжаем работу с компетентными структурами, ставим вопрос о взаимном признании сертификатов о проведенной вакцинации, делаем все необходимое для официальной регистрации препарата «Спутник V» европейским и итальянским фармацевтическими регуляторами. Решение этого вопроса в интересах граждан России и Италии.