В аэропорту Анкары состоялся крупнейший в истории отношений Москвы и Вашингтона обмен заключенными: его участниками стали сразу 24 человека (а по другим данным 26). Российская сторона передала американской 16 человек (в эту группу вошли граждане США, лица с двойным гражданством и россияне), а США и другие западные страны — 8 человек (по другим данным 10, включая двоих несовершеннолетних, все они граждане РФ). В сделке участвовали в том числе Германия, выдавшая России Вадима Красикова, о судьбе которого переживал лично президент РФ Владимир Путин, а также Белоруссия, выдавшая ФРГ немца Рико Кригера, ранее приговоренного белорусским судом к смертной казни за наемничество и терроризм. Кроме того были задействованы Норвегия, Польша и Словения. «Ъ» приводит список и биографии 24 участников обмена.
Этот обмен можно без преувеличения назвать историческим. В период холодной войны были случаи массового обмена разведчиками с участием нескольких стран (в результате самого крупного в 1985 году были обменяны 27 человек), однако в истории современной России подобных примеров еще не было. Наиболее крупный обмен заключенными между Москвой и Вашингтоном в период после холодной войны состоялся в 2010 году, когда в Россию вернулись десять агентов-нелегалов, а из российских тюрем были выпущены четыре россиянина, осужденных за сотрудничество с западными разведками.
Власти России и США до последнего момента отказывались подтверждать или опровергать готовящуюся сделку, на которую указывало, однако, внезапное перемещение ряда известных заключенных (включая американцев Эвана Гершковича и Пола Уилана и граждан РФ, иноагентов Владимира Кара-Мурзу и Илью Яшина) из колоний в неизвестном направлении. При этом с утра четверга наблюдатели следили по трекинговым сервисам за несколькими российскими и американскими правительственными бортами, где могли находиться участники обмена.
На одном из них, Ту-204-300 специального летного отряда «Россия», вылетевшем из Москвы в 12:43 и приземлившемся в Анкаре в 16:25, судя по всему, находились некоторые из тех, кого выставила на обмен российская сторона.
О том, что обмен в итоге состоялся в аэропорту Анкары, первым сообщило турецкое агентство Ihlas Haber Ajans, уточнив, что обмен заключенными был проведен при координации Службы турецкой разведки (MIT).
Ранее и в Кремле, и в других российских ведомствах не раз говорили о том, что российские власти прилагают все возможные усилия для возвращения арестованных в других странах россиян на родину, в особенности если в их адрес выдвинуты несправедливые, в том числе политически мотивированные обвинения. Главным для властей РФ из списка восьми, судя по всему, является Вадим Красиков (также известный как Вадим Соколов), про которого Владимир Путин говорил, что он «из патриотических соображений ликвидировал в одной из европейских столиц бандита (чеченского полевого командира и боевика Зелимхана Хангошвили.— “Ъ”)».
В администрации президента США Джо Байдена также неоднократно подчеркивали, что освобождение арестованных в России американцев является для Белого дома приоритетом. Судя по заявлениям американских официальных лиц, для них было главным добиться освобождения корреспондента Wall Street Journal Эвана Гершковича и бывшего морпеха Пола Уиллана.
Издание Politico назвало обмен «подарком» для демократов в преддверии ноябрьских президентских выборов в Америке.
При этом в публикации говорится, что в случае победы республиканца Дональда Трампа Москве было бы, вероятно, труднее договориться с Вашингтоном, поскольку экс-президент США при заключении сделок ведет себя как «слон в посудной лавке». 19 июля, после того как стало известно, что корреспондент газеты Wall Street Journal Эван Гершкович приговорен российским судом к 19 годам заключения за шпионаж, Дональд Трамп написал в социальной сети Truth Social: «Байден никогда не вызволит его, если только не заплатит “королевский выкуп”. Я же заберу его без всякой компенсации сразу после нашей победы 5 ноября».