Нет глобализму: чем отличаются экономические планы Трампа и Байдена

0
670

Повышение налогов, триллионы на зеленую энергетику и атака на IT-гигантов

За сутки до выборов президента США (точнее завершения голосования) интрига по поводу их результата сохраняется. Кандидат от демократов Джо Байден опережает действующего президента Дональда Трампа на 7–8%, но в последний момент это преимущество может аннулироваться. Одним из важнейших факторов успеха или неуспеха на выборах по-прежнему остаются экономические программы, а также имеющиеся провалы или достижения кандидатов. Какие рецепты приготовили Трамп и Байден для американской экономики — в материале «Известий».

Демонстрация достижений

Дональд Трамп четыре года назад шел на выборы как кандидат-бизнесмен, который хорошо понимает нужды простого американца в отличие от «сидящих в башнях из слоновой кости» чиновников. Как и у прочих республиканских кандидатов, его главным девизом в экономике было облегчение налогового бремени. Свое обещание он выполнил, снизив в конце 2017 года налоги как для компаний, так и для простых граждан. Что интересно, демократы, в штыки воспринимавшие любые инициативы администрации на протяжении минувших четырех лет, практически не сопротивлялись, чему не могли не поспособствовать связи верхушки партии с крупным бизнесом.

Вполне в стиле других республиканских кандидатов Трамп поддерживал идею увеличения добычи нефти и газа за счет сланцевых источников и всё более активного продвижения технологии фрекинга (гидроразрыва нефтеносных пластов). Результат оказался впечатляющим: к 2020 году США стали чистым экспортером природного газа и вплотную приблизились к достижению баланса по нефти. Еще десять лет назад это выглядело совершенной фантастикой: в 2012 году журнал Foreign Policy провел опрос экспертов, в котором почти все сочли идею энергонезависимости США «полным вздором». Тем не менее Трампу, пусть и «на багаже» его предшественников, этого добиться удалось.

А вот в чем текущий президент не был похож на типичного республиканца в Белом доме — это в борьбе против свободной международной торговли. Своим первым указом после заступления на пост он уничтожил Транстихоокеанское партнерство, которое было без пяти минут создано. Вслед за этим он переформатировал ассоциацию свободной торговли в Северной Америке (NAFTA), выторговав для США ряд преференций. Красный свет был зажжен для Трансатлантической ассоциации с Европой. Наконец, с 2018 года США вступают в настоящую торговую войну с Китаем, которая закончилась довольно хрупким перемирием — но некоторые пошлины, введенные по ходу конфликта, до сих пор не отменены.

В 2016 году говорилось и о некоем инфраструктурном плане, предусматривающем колоссальные государственные инвестиции. По факту ничего такого не реализовалось, хотя, казалось бы, по данному вопросу президент должен был получить поддержку демократов, которые любят расширение государственного финансирования.

Что стоит в планах у Трампа на второй президентский срок? Как таковой экономической программы с расчетом на будущее у него нет, что вообще для американских выборов случай крайне редкий. В основном в избирательной кампании делается упор на том, что уже совершено. С указанием на то, что подобная политика будет продолжаться и в будущем. Из конкретики есть только заявление об инфраструктурном плане (по сути, нереализованном во время первого срока) и намек на дополнительное снижение налогов для среднего класса.

Тем не менее у администрации Трампа есть реальные достижения. До начала эпидемии экономика страны росла максимальными за десятилетия темпами, ни разу не опустившись ниже отметки в 2% в год. Одновременно безработица достигла минимумов с конца 1960-х годов — менее 4%. Видимо, президентская команда решила, что имеющиеся результаты характеризуют кандидата лучше, чем любое видение будущего. Ближайшие дни покажут, насколько они были правы.

Планов громадье

В отличие от своего соперника Джо Байден и его сторонники разработали большую, практически всеохватную экономическую программу. Главное слово в ней — spend («тратить»). Для демократов это нормально, но масштабы расходов, предлагаемые командой кандидата, являются действительно «библейскими». В 2020 году дефицит бюджета из-за борьбы с эпидемией и смягчения ее последствий составит $3,3 трлн (свыше 15% ВВП США). К этой сумме предлагается добавить еще 5,4 трлн — правда, на протяжении десяти лет.

Куда пойдут эти деньги? Байден обещает заняться обеспечением доступного жилья ($640 млрд) и удешевлением образования (проблема студенческого долга является сейчас в США одной из острейших). Около $2 трлн пойдут на «зеленый курс» — программу развития возобновляемой энергетики и инфраструктуры. В нее войдут, в частности, железные дороги, построенные под электровозы, станции зарядки для электромобилей и прочие инженерные решения, цель которых — снизить эмиссию углекислого газа. Еще до $800 млрд планируется потратить на обеспечение доступности детских садов.

Эти средства планируется добыть двумя способами. Во-первых, будут увеличены заимствования. Про дефицит бюджета, главную тему начала 2010-х годов, сейчас не вспоминают ни в одной из двух крупнейших партий. Команда Байдена, судя по всему, руководствуется современной денежной теорией, подразумевающей, что пока государство контролирует собственную валюту, оно может занимать столько, сколько ему угодно. Но в полной мере такую неортодоксальную идею демократы принять не готовы, так что финансирование в значительной степени будет обеспечено через повышение налогов.

Предполагается ввести специальный налог со ставкой в 12,4% для тех, кто зарабатывает больше $400 тыс. в год. А максимальная ставка подоходного налога (для зарабатывающих более миллиона долларов в год) повысится с нынешних 37 до 39,6%, таким образом, налоговая реформа Трампа будет обнулена. Кроме того, Байден намерен повысить налог на прибыль корпораций с 21 до 28%. Отметим, что это меньше, чем было до реформы 2017 года.

Налоговая тема является одной из важнейших для американцев, так что реальное осуществление этих планов будет зависеть от того, удастся ли демократам помимо Белого дома получить контроль еще и над сенатом США. Если республиканцы смогут сохранить большинство, вероятно, придется ждать новых противостояний американских ветвей власти по аналогии с теми, что были во время президентства Барака Обамы.

Кое в чем программы кандидатов, впрочем, совпадают. Джо Байден рассчитывает завоевать поддержку избирателей из промышленного «хардленда» США лозунгами экономического национализма. Демократический кандидат обещал потратить около $700 млрд на развитие американской промышленности и реализацию слогана «сделано в Америке», благодаря чему планируется создать 5 млн рабочих мест.

В программных документах штаба Байдена уделяется практически нулевое внимание восстановлению режимов свободной торговли и подписании новых торговых соглашений с зарубежными государствами. Единственная договоренность, к которой байденовские США готовы примкнуть, — это Парижское соглашение об ограничении эмиссии CO2. Это в очередной раз подтверждает мысль о том, что тема экономического глобализма прочно отвергнута всеми значимыми политическими силами Америки.

И еще один элемент, в котором Трамп и Байден сходятся, — это отношение к монополистам интернет-индустрии. Минюст США на прошлой неделе открыл расследование против Google, заподозрив последнюю в нарушении антитрастового законодательства. Скорее всего, при любом исходе выборов последуют иски и против других лидеров рынка — Apple, Amazon и Facebook. Очевидно, что крупные корпорации располагают сейчас таким могуществом, что это не устраивает всю американскую политическую элиту.

Главный вопрос — санкции

Что означают выборы в США для мировой и российской экономики? Событие это вполне судьбоносное, поскольку Америка остается страной с крупнейшим ВВП в мире, а программные устремления кандидатов во многом диаметрально противоположные, причем поляризация достигла исторических масштабов. Тем не менее едва ли сильный эффект на глобальную экономику и финансовые рынки будет оказан немедленно. Что касается России, то здесь главное влияние будут оказывать не экономические, а внешнеполитические устремления кандидатов.

По словам руководителя отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольги Беленькой, победа Трампа снизила бы риски заметного ужесточения санкций и в моменте могло бы способствовать укреплению рубля и росту акций.

— В то же время с большой вероятностью второй президентский срок Дональда Трампа означал бы продолжение торговых войн, хаотичных решений и нарастание долгосрочных проблем с бюджетным дефицитом и госдолгом США. В случае победы Джозефа Байдена наиболее очевидные бенефициары — компании возобновляемой энергетики, инфраструктурный сектор. Для российского рынка в этом случае вероятность ужесточения санкций возрастает.

По мнению собеседницы «Известий», худшим сценарием является ситуация, когда кандидаты не согласятся с результатами голосования.

— Неоднозначные результаты голосования и отказ проигравшего кандидата признать итоги выборов могут привести в результате к острому конституционному кризису. Такое развитие событий вызовет выраженную негативную реакцию рынков.

https://iz.ru/1081216/dmitrii-migunov/net-globalizmu-chem-otlichaiutsia-ekonomicheskie-plany-trampa-i-baidena

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here