Культурные столицы Италии: «Политики не видят всей тяжести ситуации»

0
685

Коронавирусные ограничения, снизившие интенсивность перемещений между странами, уменьшили спрос не только на гостиницы и рестораны Италии, но и на саму итальянскую культуру. По данным на конец октября, в 2021 году республику посетили не более 15 миллионов туристов – смехотворная цифра для страны, до пандемии принимавшей около 220 миллионов путешественников. Наибольший вред COVID-19 нанёс итальянским городам – центрам культуры и искусства, переживающим сейчас глубочайший кризис без какой-либо поддержки со стороны политиков и государственных управленцев. Подробнее в материале Ostagon Media.

В декабре 2021 года на владельцев итальянских отелей посыпались сообщения об отмене бронирований. Причиной стало не только внедрение в стране Super Green Pass, разрешающего пользоваться услугами гостиниц только лицам, сделавшим прививку или выздоровевшим от коронавируса.

Рост числа тревожных сообщений о распространении нового омикрон-штамма, введение цветового разделения регионов на категории в зависимости от степени риска заболевания COVID-19, экономический спад и увеличение расходов на топливо и электроэнергию – всё это сместило приоритеты людей в пользу заботы о собственной безопасности. Ситуацию усугубляют сомнения в эффективности проводимой мировыми правительствами политики по сдерживанию пандемии, и критика вакцин, не остановивших распространение вируса. Сокращение расходов частных лиц на туризм и посещение культурных объектов в этих условиях было неизбежным.

Обвал бронирований

Член Торгово-промышленной палаты Флоренции и по совместительству директор трёх известнейших флорентийских отелей Джанкарло Карниани в интервью итальянской газете La Repubblica прокомментировал факт временного закрытия исторического отеля Plaza Hotel Lucchesi в центре Флоренции:

«Дело в том, что за последние два года это происходит уже третий раз <…>. Какой смысл [держать отель открытым], если из-за ковида нет ни бронирований, ни персонала? Беспокойство вызывает то, что мы не увидим азиатских туристов вплоть до 2023 года, а поток американцев хоть и восстановлен, но далеко не в прежнем объёме. Никто не может понять, насколько глубок кризис в городах культуры».

Карниани рассказал, что в прошлом веке отель работал даже во время Второй мировой войны и лишь в 1966 году из-за большого наводнения, когда река Арно разлилась прямо перед зданием, пансион Lucchesi закрыл для клиентов свои двери.

На прошлой неделе из 92 номеров в Lucchesi было забронировано лишь три. Клиентов переселили в другие отели, а гостиница, где Дэвид Лоуренс написал знаменитый роман «Любовник леди Чаттерлей», где останавливался король Италии Умберто I из Савойской династии и многие известные итальянские режиссёры, художники и писатели, объявила о временном закрытии.

«До пандемии отели в центре города в нетуристический сезон были заполнены на 60 процентов, тогда как сейчас уровень составляет не более 3–5 процентов. Одни только расходы на электроэнергию катастрофичны». – Джанкарло Карниани, член Торгово-промышленной палаты Флоренции, директор трёх отелей во Флоренции.

Отельер сообщил, что был вынужден отправить в отпуск 45 работников, потому что для гостиничного бизнеса не предусмотрено никакой финансовой поддержки со стороны государства. «Есть отели, которые не смогли больше открыться. Есть менеджеры, которые сменили работу <…>. По сравнению с гостиницами на побережье, которые почти не остались в убытке, отели Флоренции, Рима и Венеции за последние два года заполнялись лишь на 40 процентов по сравнению с 90 процентами до пандемии. Можно поменять модель туризма, но политики не понимают всю тяжесть ситуации в городах культуры», – считает Карниани.

Обвал книжных продаж: искусство больше не в моде

О падении интереса к культуре и туризму свидетельствует и резкое сокращение продаж книг об искусстве и путешествиях. Итальянская ассоциация издателей в 2020 году сообщила о 85-процентном обвале продаж по сравнению с 2019-м; за первые восемь месяцев 2021 года издательства заявили о снижении выручки на 80 процентов. Президент ассоциации Рикардо Франко Леви говорит о том, что «многие издательства были вынуждены взять кредит в банке для того, чтобы продолжить свою деятельность». Он заявил о «необходимости немедленной поддержки для того, чтобы гарантировать выживание тех, кто публикует туристические путеводители и книги об искусстве».

Издатели сообщают о невозможности публикации новых путеводителей из-за отсутствия спроса на них, тогда как книги об искусстве теряют в продажах из-за резкого сокращения числа посетителей музеев и книжных магазинов. На выставках, которые посещает гораздо меньшее число ценителей искусства, сложно продавать каталоги, выпуск которых к тому же осложняется 20-процентным ростом затрат на бумагу и печать. Многие издательские дома пытаются переориентировать выпуск книжной продукции этого сектора, однако для этого необходимы новые инвестиции, а средства в данный момент отсутствуют.

Туристический гид как исчезающий вид

Несмотря на кризис, охвативший туристические культурные мекки Италии, отмена тотального локдауна 2020 года и открытие границ страны для иностранных туристов принесли свои плоды. В 2020 году музеи понесли убытки в размере до 67 процентов от обычной выручки, в 2021-м ситуация частично нормализовалась: музеи и выставочные залы сообщают о 60-процентном росте продаж по сравнению с кризисным 2020-м. В убытке тем не менее остаются туристические гиды, объём работы которых сократился в отдельных случаях почти в 10 раз. Причиной стали не только санитарные ограничения, не позволяющие формировать группы более 10–15 человек, но и страх туристов посещать закрытые площадки с большим скоплением людей. Многие предпочитают местные музеи и выставки и избегают длительных и рискованных, по их мнению, путешествий.

В 2021 году Италию, которая принимала до пандемии 200 миллионов туристов ежегодно, посетили всего около 15 миллионов путешественников.

Координатор Ассоциации туристических гидов региона Лигурия Антонелла Кама рассказала о письме, направленном на имя министра туризма Италии Массимо Гаравальи. Гиды говорят о бедственном положении и глубоком кризисе сектора. «Мы не понимаем, почему наш сектор не числится в списках компаний, для которых предусмотрена финансовая помощь по декрету правительства от 9 сентября 2021 года, и почему не предусмотрено никакой поддержки в виде инвестиций в туристический бизнес со стороны Национального плана восстановления и поддержки, – возмущается Антонелла. – Мы опасаемся, что после того, как восстановится нормальное течение дел, многие специалисты безвозвратно исчезнут и отдадут всё на откуп нелегальным и неподготовленным гидам, наносящим вред прежде всего туристическому сектору и культурному наследию нашей страны».

Охвативший культурные города кризис грозит нанести серьёзный и в отдельных случаях непоправимый вред не только итальянскому туризму и занятым в нём людям, но и культурному наследию Италии. На кону нечто большее, чем просто деньги.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here