Италия проведет свой референдум

0
1067
Премьер- министр Италии Маттео Ренци

Италия проведет свой референдум

От Альбиона до Апеннин

Наряду с экономическими Brexit будет иметь многочисленные и серьезные политические последствия, пишет Financial Times. Главным и наиболее опасным из них, по крайней мере для Брюсселя является возникающая угроза распада Евросоюза, о неизбежности которого после выхода Великобритании уже, как всегда безапелляционно, заявил Джордж Сорос. Пример, особенно, дурной заразителен.

О желании и готовности провести свои референдумы о членстве, еще до черного британского четверга можно было слышать в разных уголках Европы. Особенно тревожно для Еврокомиссии то, что такие призывы слышатся не в странах-новичках ЕС, на востоке континента, а в тяжеловесах. Половина населения Италии, Франции и Германии тоже не прочь высказаться по вопросу членства в объединенной Европе.

На Апеннинах народное волеизъявление должно состояться уже через три месяца, в октябре. Разговор о членстве в ЕС на нем, правда, идти не будет. Премьер-министр Маттео Ренци хочет заручиться поддержкой соотечественников для проведения конституционных реформ. Учитывая результаты британского референдума, считает Financial Times, можно говорить, что Ренци сильно рискует, поставив вопрос о референдуме.

Премьер просит у итальянцев согласия на ряд реформ для повышения эффективности политической системы на полуострове. Предложения правительства в принципе разумны и логичны. Однако опасность для Рима кроется в том, что итальянцы рассматривают октябрьский референдум как возможность выражения доверия или недоверия правительству посредине срока его полномочий.

“Пять звезд” уже ведут дело к референдуму

Если же вспомнить, что движение «Пять звезд», добившееся недавно больших успехов на выборах мэров, включая проведение “своего человека” Вирджини Раджи на пост мэра Рима, призывает к проведению референдумов об отказе от евро и выходе из Евросоюза, а также довольно опрометчивое обещание Маттео Ренци уйти в отставку в случае проигрыша на референдуме, можно говорить, что следующим очагом политического кризиса и евронапряженности вполне может оказаться Италия. (В Великобритании, напомним, голосование по вопросу Brexit тоже стало следствием внутриполитических, даже внутрипартийных проблем консерваторов).

«Пять звезд» наверняка воспользуется осечкой Маттео Ренци, если она, конечно, произойдет, и попытается провести следующий референдум о членстве Италии в ЕС. Впрочем, популистское движение уже заявило, что будет настаивать на проведении такого референдума независимо от результатов октябрьского народного волеизъявления.

Результаты гипотетического итальянского референдума о членстве в ЕС предсказать трудно. Сейчас число – по британской терминологии – «римейнеров», т.е. тех, кто хочет остаться в Евросоюзе, по данным опросов социологической организации Ipsos Mori, немного превышает численность «ливеров», сторонников выхода – 52 и 48% соответственно. Впрочем, в конце прошлой недели все лишний раз убедились, насколько можно доверять результатам опросов общественного мнения, когда оно колеблется туда-сюда всего на несколько процентов.

Последствия потенциального выхода были бы для Италии тяжелы по трем причинам. Во-первых, ее экономика сейчас мучительно медленно восстанавливается после длительной рецессии, а результаты британского референдума окажут существенное влияние, естественно, негативное на темпы роста экономик членов еврозоны. И Италии конечно в их числе. Во-вторых, брексит является сильным ударом по итальянским банкам, у которых низкая капитализация.

Третья и наиболее важная причина – политическая. Поражение правительства и отставка Ренци будет означать победу «Пяти звезд» во главе с их лидером Беппе Грилло, которого ни в коем случае нельзя недооценивать.

В Риме не верят в возможность поражения на октябрьском референдуме. При этом в правительстве забывают, что точно также не верила до последней минуты в возможность поражения и британская элита. Между тем, на Апеннинах поводов для недовольства властью как местной, так и в Брюсселе гораздо больше, чем на туманном Альбионе. В отличие от Великобритании, в Италии высока безработица, хромает экономика, продолжаются коррупционные скандалы. Результаты опроса исследовательского центра Pew Research Center показывают,  что руководством правительства экономикой в Европе больше всех недовольные итальянцы и греки. Жители Апеннин все больше винят во многих экономических бедах евро. FT считает, что выход Италии из зоны общеевропейской валюты станет началом быстрого ее распада. После еврозоны настанет очередь и самого Евросоюза.

Парад суверенитетов

Маттео Ренци понимает опасность, но уверен, что справится с подводными камнями и течениями. Однако Италия, увы, далеко не единственная европейская страна, которая хочет провести референдум, хотя по количеству желающих – 58% (Ipsos) она и на первом месте в Европе. Первый министр Шотландии Никола Старджен заявила, что не видит Шотландию вне объединенной Европы. Если ей не удастся убедить Лондон остаться в союзе, шотландцы проведут второй референдум об отделении от Великобритании.

Ирландская партия Sinn Fein призвала провести референдум по объединению Северной Ирландии, большая часть населения которой голосовала за то, чтобы остаться в ЕС, с остальной частью острова.

Лидер Национального фронта Франции Марин Ле Пен назвала результаты британского референдума «победой», а вице-президент партии Флориан Филиппо призвал провести референдум о выходе страны из Евросоюза.

Лидер ультраправой голландской Партии Свободы Герт Вилдерс призвал провести референдум по примеру британского и в Нидерландах. Напомним также слова премьер-министра Марка Рютте о том, что в случае “брексита” голландцам тоже стоит задуматься о членстве в ЕС.

В Словакии, сообщает Reuters, уже начали собирать подписи под петицией о проведении собственного референдума о выходе из ЕС.

Рейтинг европейских стран по отношению к референдуму о членстве в ЕС по данным опросов, проведенных Ipsos Mori еще весной, т.е. до британского референдума, когда перевес римейнеров был ощутимым, выглядит так: Италия – 58% (48% за выход из ЕС), Франция – 55% (41%), Швеция – 43% (39%), Бельгия – 42% (29%), Польша – 41% (22%), ФРГ – 40% (34%), Испания – 40% (26%), Венгрия – 38% (29%).

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here