В Эрмитаж привезли сокровища, уцелевшие после извержения Везувия
Государственный Эрмитаж открыл одну из самых важных и сложных выставок этого года – “Боги, люди, герои”. Экспозиция представляет более 200 всемирно известных шедевров из легендарных Помпей и его окрестностей, в I веке погибших под лавой Везувия. “Такие проекты бывают очень редко, я их называю “нигде, кроме как в Эрмитаже”, – сказал на открытии директор музея Михаил Пиотровский.
Это – первая большая выставка о Помпеях в России и беспрецедентный проект из всех когда-либо организованных за пределами Италии. Первый этаж Манежа Малого Эрмитажа занимают экспонаты, предоставленные Национальным археологическим музеем Неаполя и Археологическим парком Помпей. Необычный зал переносит вас прямо в римский город: вот площадь с аркой в центре, от нее в стороны разбегаются символические улочки. Можно повернуть направо или налево, но везде будут ждать уникальные артефакты, позволяющие с головой погрузиться в ту или иную сторону жизни великой цивилизации.
Главный бог – Зевс, он же Юпитер, представлен огромным мраморным бюстом. Когда-то он украшал центральный храм Помпей. Юнона и Геба, Марс и Венера, Фетида и Гефест – фресками, обнаруженными в частных домах и храмах, тоже можно полюбоваться в Эрмитаже. Не меньше любили римляне и героев: участника Троянской войны Ахилла, например, запечатлели на сразу нескольких росписях.
Не получится, конечно, пройти и мимо скульптур. Достаточно сказать, что в зале представлен Дорифор (“Копьеносец”) – произведение искусства, которое уже современниками было признано образцом совершенства, по нему учились мастера эпохи Возрождения. Неподалеку фигура жрицы Евмахии, к складкам ее одеяния так и хочется прикоснуться – кажется, гладкий мрамор должен оказаться на ощупь мягким, как ткань.
– К античным формам сегодня вновь испытывают интерес. В нашем столетии все тяготеют к гармонии, простоте и вечности. Я не могу даже назвать это шедеврами, это больше чем шедевры, они дают нам почувствовать истины, сохранившиеся веками, – говорит куратор проекта Анна Трофимова.
А взять, например, так любимые римлянами зрелища. В витринах поблескивают замысловатые шлемы, тяжелые бронзовые кнемиды и узорчатые поножи для защиты ног – все то, в чем на арену выходили гладиаторы. Рядом театральный “реквизит” – комические и трагические маски.
Но особенно интересным музейщики называют отдел, посвященный повседневности Помпей. Глиняный горшок для хранения яиц, в котором до сих пор сохранились обломки скорлупок, римский “самовар” – нагреватель для воды с подносом и ручками, – кажется, и сегодня бы стал отличным дополнением для загородного пикника. Фрагменты пола, украшенного мозаикой, настенный орнамент, сосуды для благовоний, мраморные столы – все, что окружало зажиточных римлян. У рядовых горожан прозаичнее: кирки, грабли, серпы, лопаты, садовые ножи… Но и эти самые простые предметы – на вес золота, ведь до раскопок везувианских городов материальных свидетельств об их жизни не было вообще. Незаживающие “раны” от катастрофы демонстрирует большой бронзовый сейф с хитрыми замками – сбоку можно увидеть оплавленные детали.
Впрочем, музейщики называют извержение благом – именно лава запечатала скульптуры и фрески, предметы быта и интерьеры так, что они остались нетронутыми временем. Помпеи оказались в непроницаемом саркофаге, который защищал их от перепадов температур и уж тем более от чьих-то неосторожных прикосновений. Именно поэтому в перспективе виден сам Везувий, который возвышается над экспонатами выставки и ее посетителями.
– Вулкан определил судьбу этих городов, и вместе с тем благодаря ему мы можем сегодня видеть все эти предметы. Везувий – притягательная сила Помпей и этой выставки, – уверена Анна Трофимова.
Подойти к вулкану поближе можно поднявшись на второй этаж – там представлена небольшая “помпеянская” коллекция Эрмитажа. Составляют ее в основном дары императорскому дому Романовых, часть предметов показаны впервые. В частности, это скульптура из мрамора и бронзы, керамика, произведения из стекла и кости.
Выставка будет открыта до 23 июня.