В Москве впервые покажут рукописные книги итальянского Возрождения

0
2831
Жемчужиной экспозиции станет иллюстрированный манускрипт с сочинениями Вергилия

В Москве впервые покажут рукописные книги итальянского Возрождения

Интерактивная выставка “Эпоха в миниатюре. Античное наследие в рукописной книге Ренессанса” скоро откроется в Москве в рамках фестиваля культуры Возрождения. Пройдет она 24-28 сентября в Румянцевском читальном зале отдела рукописей Российской государственной библиотеки. Посетители увидят представленные на сенсорных панелях сканы десяти иллюминированных рукописных книг из фондов Амброзианской библиотеки из Милана, связанных с именами Данте, Петрарки, Бокаччо и других известных представителей эпохи Возрождения в Италии, а также редчайшие манускрипты XV-XVI вв. из фондов отдела рукописей Российской государственной библиотеки.

“Жемчужиной экспозиции является иллюстрированный манускрипт с сочинениями Вергилия – “Амброзианский Вергилий”. Историческая реликвия принадлежала Петрарке. Миниатюру для нее создал друг поэта, художник Симоне Мартини”, – рассказал специалист по организации выставок Историко-культурного и просветительского центра Православного Свято-Тихоновского государственного университета “Соборная палата” Андрей Иванов. По его словам, эту выставку и сам фестиваль Свято-Тихоновский университет готовил в тесном сотрудничестве с великими библиотеками – Российской государственной библиотекой и Миланской библиотекой, которая носит имя святого Амвросия. “Выставка будет проходить одновременно на двух площадках – в Румянцевском зале отдела рукописей РГБ и в Главном здании Свято-Тихоновского университета. Наши гости впервые получат прекрасную возможность рассмотреть в мельчайших деталях рукописные книги времен итальянского Возрождения, а также увидеть относящиеся к тому же периоду рукописные книги из Румянцевской коллекции РГБ”, –
отметил Андрей Иванов.

Среди представленных иллюминованных рукописей из фондов РГБ – “Ворон, или лабиринт любви” Джованни Боккаччо (Болонья, XV в.), “Заговор Катилины” Гая Саллюстия Криспа (Италия, Венеция, конец XV в.), “Сатиры” Юния Ювенала и Персия Флакка (Рим, около 1500 г.). Композиционные особенности оформления рукописей дают представление о книжном искусстве Возрождения и традициях представления античных произведений в ту эпоху, говорят исследователи.

В культуре итальянского Ренессанса книга занимает важное место. Философ и историк Лоренцо Валла называет “изобилие книг” одним из пяти обязательных условий для научных занятий. Книга в те годы ценилась собирателями библиотек не только как источник знаний, но и как произведение искусства: рукописи украшались миниатюрами и орнаментами. Некоторые из них до сих пор хранятся в Амброзианской библиотеке.

Как подчеркнул доктор Амброзианской библиотеки и академии монсеньор Франческо Браски, библиотека была основана в 1609 году кардиналом и архиепископом Федерико Борромео. “Обладая уникальным культурным и интеллектуальным кругозором, он был убежден в том, что важно знать и ценить все формы выражения культуры, свидетельствующие о стремлении человека к поиску истины. Но поиску истины всегда сопутствует способность знать и ценить формы красоты, – подчеркнул он. – Сейчас в библиотеке хранятся 12 рукописей Леонардо да Винчи, 12 тысяч рисунков европейских художников XIV-XIX вв. и другие ценности культуры”.

“Российская газета” https://rg.ru/2018/09/19/reg-cfo/v-moskve-vpervye-pokazhut-rukopisnye-knigi-italianskogo-vozrozhdeniia.html

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here