Все партнеры Европейского союза, которые поставляют в ЕС ископаемые энергоносители, должны иметь в виду стратегию, направленную на постепенный вывод их из потребления, заявила комиссар ЕС по энергетике Кадри Симсон.
“Наш главный месседж им (партнерам) заключается в том, что цель ЕС – к 2050 году стать климатически нейтральным”, – сказала она, отвечая в среду на брифинге на вопрос о судьбе газопровода “Северный поток – 2”.
“Это значит, что к тому времени мы выведем из употребления ископаемые энергоносители. А что касается газового сектора, то будем использовать декарбонизированные газы”, – продолжала Симсон.
“Мы будем стремиться к достижению наших целей, и все партнеры, которые поставляют нам ископаемые энергоресурсы, должны это иметь в виду”, – подчеркнула она.
Чтобы к 2050 году стать климатически нейтральным, Евросоюзу необходимо преобразовать свою энергетическую систему, на которую приходится 75% выбросов парниковых газов в ЕС.
Еврокомиссия представила две принятые 8 июля стратегии ЕС, направленные на достижение “климатической нейтральности”: по интеграции энергосистем стран союза и “водородную стратегию”, которая предусматривает массовое производство чистого водорода как горючего.
Интеграция энергосистем
“Интеграция энергосистем, – поясняется в пресс-релизе Еврокомиссии, – это планирование и эксплуатация энергосистемы “в целом”, охватывающей разные энергоносители, инфраструктуры и секторы потребления”.
Это система, в которой, например, электричество, питающее автомобили, поступает от солнечных батарей на крышах домов, здания обогреваются теплом от ближайшего завода, а завод работает на чистом водороде, полученном благодаря энергии береговых ветроэлектростанций.
Стратегия интеграции предусматривает реформы по 38 позициям, в том числе пересмотр энергетического законодательства, финансирование и внедрение новых технологий, фискальные меры, постепенное прекращение субсидий на ископаемое топливо, целостное планирование инфраструктуры и др.
Водородная стратегия
Водородная стратегия предполагает дополнить интегрированную энергетическую систему массовым промышленным производством возобновляемого водорода. Он может служить источником энергии там, где использование электричества затруднено. В перспективе он будет производиться в основном с использованием энергии ветра и солнца.
На этапе с 2020 по 2024 год в ЕС предусматривается установка водородных электролизеров как минимум на 6 ГВт (гигаватт) и производство до одного миллиона тонн возобновляемого водорода. На этапе с 2025 по 2030 год водород должен стать неотъемлемой частью интегрированной энергосистемы, в которой мощности по электролизу возобновляемого водорода составят минимум 40 ГВт.
Запланированные инвестиции, считает Еврокомиссия, могут стимулировать восстановление экономики после кризиса коронавируса. Они создают рабочие места в Европе и повышают шансы на лидерство и конкурентоспособность ЕС в стратегических отраслях, которые имеют решающее значение для его экономической устойчивости.
В качестве потенциальных партнеров по стратегии использования возобновляемого водорода рассматриваются, в частности, Украина и балканские государства.
Между тем Восточный комитет немецкой экономики призывает к партнерству в сфере водородной энергетики с Россией. По словам председателя комитета Оливера Хермеса, у РФ есть соответствующий опыт и предпосылки.
“К перспективным партнерам для европейского сотрудничества в сфере водорода с точки зрения Восточного комитета непременно относится Россия. У страны есть многолетний опыт поставок энергии в Европу и соответствующая инфраструктура”, – сказал Хермес, его цитирует пресс-служба комитета. Кроме этого, у России, считает он, есть “все предпосылки для того”, чтобы стать “глобальным игроком на международном рынке водорода”.