В Генуе завершился фестиваль “Генуэзский маяк” – 2017
В Генуе завершился Второй международный фестиваль искусств «ГЕНУЭЗСКИЙ МАЯК–2017», приуроченный к Дням Москвы в Италии и 125-летию со дня рождения Марины Цветаевой, чье имя неразрывно связано с Лигурийской ривьерой.
Вот уже во второй раз меньше, чем за год, на родине Паганини и Колумба с большим успехом прошел Международный фестиваль искусств «Генуэзский маяк» (по-итальянски – «Lanterna di Genova»), растянувшийся на целую декаду – с 20 по 30 сентября 2017. Идея проведения этого масштабного творческого мероприятия принадлежит его художественным руководителям – поэтам и переводчикам Ирине Ковалевой и Ивану Белокрылову.
Творческой площадкой фестиваля Генуя стала неслучайно: здесь черпали вдохновение Гоголь и Ахматова, Гумилев и Мандельштам, Вячеслав Иванов и Марина Цветаева. К 125-летию Марины Ивановны в Нерви – районе Генуи, где жила семья Цветаевых и где теперь находится генеральное консульство РФ, открыли памятную доску. И если прошлый «Генуэзский маяк» был приурочен к 5-летию Русского Дома Искусств имени Степана Эрьзи в Генуе, то нынешний связан с цветаевским юбилеем и Днями Москвы в Италии, которых наши соотечественники ждали с нетерпением.
Помимо культурных связей сильны и исторические! Их символизирует, в частности, стена генуэзской крепости, возвышающейся над музеем Чехова в Ялте. Неслучайно один из персонажей «Чайки», выражая мнение самого автора, называет Геную лучшим из всех заграничных городов: ведь на ее улицах «начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа», объединяющая всех людей независимо от языка, на котором они говорят. Ради этой объединяющей цели, достигаемой средствами разных жанров искусства – музыки, живописи, поэзии, прозы, драматургии, документальной и художественной кинематографии, – и задумывался ежегодный Международный фестиваль искусств «Генуэзский маяк», объединивший в своем луче представителей разных стран, творческих поколений и жанров искусства.
22 сентября приехавшие на фестиваль мастера приняли участие в работе круглого стола по вопросам сотрудничества с соотечественниками под председательством министра правительства Москвы Сергея Евгеньевича Черёмина, генерального консула России в Марата Игнатьевича Павлова и директора Московского дома соотечественника Владимира Владимировича Лебедева (которому была вручена благодарность от оргкомитета фестиваля за помощь в его проведении).
23 сентября с самого утра территория Русского дома превратилась в съемочную площадку. Ребята из двуязычных семей в возрасте до 2 до 14 лет под руководством заслуженной артистки России Натальи Бондарчук и ее мужа актера Игоря Днестрянского разыграли сцену из пушкинской «Сказки о золотой рыбке», а затем поучаствовали в съемках детского кинофильма «Красная Шапочка-online», заложив тем самым краеугольный камень 11-й международной детской кинотеатральной школы имени Сергея Бондарчука накануне дня его рождения, который отмечается 25 сентября. Костюмы и декорации дети готовили заранее вместе со взрослыми и очень переживали: получатся ли из них артисты? За время 6-часового мастеркласса творческие способности ребят раскрылись в полной мере: в телемосте со сверстниками из испанской киношколы, основанной Натальей Сергеевной перед приездом в Геную, они участвовали на равных!
Съемочный процесс не прекращался до самого закрытия «Генуэзского маяка», а параллельно проходили творческие встречи соотечественников с его другими участниками: законодательницей русского стиля в мировой моде Еленой Пелевиной, флейтисткой Мариной Вологдиной, сценаристом и бардом Дмитрием Куриловым, историком и писателем Михаилом Талалаем, прозаиком Натальей Осис, поэтами и переводчиками Дарьей Белокрыловой, Еленой Ивановой-Верховской, Еленой Исаевой, Томазо Вальсери. Все они стали лауреатами фестиваля, а приехавшие на него вновь победители прошлого года получили специальные дипломы: Любовь Берзина – ахматовский, а Лилия Милицкая – цветаевский.
Примечательно, что творческий форум 2017 года перерос размеры Генуи: как одна матрешка внутри другой, из «Генуэзского маяка» «вылупился» новрождённый фестиваль искусств «Старое Алассио». Проводился он по инициативе и при деятельном участии художницы Елены Бужуриной и руководителя ассоциации «Старое Алассио» – знаменитого оперного певца Андреа Элена, а также при активной поддержке мэра Алассио Энцо Канепа и редакции журнала «Алассио». С этим романтичным уголком Лигурии связано имя Горького: здесь останавливались его жена и сын, а сам он часто навещал их – фотосвидетельства тому до сих пор хранятся в семейных альбомах местных жителей. Город славится своими давними творческими традициями – на его стене славы «Муретто» с легкой руки Хэмингуэя уже более, чем полвека оставляют свои автографы знаменитые художники, поэты, музыканты, актеры. Участники фестиваля провели здесь 2 незабываемых дня.
27 сентября в здании бывшей Англиканской церкви состоялся необычный концерт, в котором были задействованы лучшие творческие силы с итальянской и российской стороны. На сцене установили два мольберта: к концу вечера художницы Елена Бужурина и Кристина Вандерпоел, вдохновленные «спектаклем», написали по картине. Выдающийся пианист Леонардо Ферретти исполнял произведения Чайквского и итальянских композиторов, а всенародно любимые мелодии (из к/ф «Берегись автомобиля», «Серенаду» Шуберта и др.) играла на флейте Марина Вологдина. Арии из известных опер спел хозяин вечера – тенор Андреа Элена и его ученики – сопрано Мелисса Бриоццо и тенор Рино Матафу.
Глубочайшее впечатление на зрителей произвело выступление нашего соотечественника из Крыма – молодого, но очень яркого тенора Артемия Нагия: в образе Ленского он был великолепен! Весь вечер на сцене провела докторантка генуэзского университета , поэт и переводчик Дарья Белокрылова: она переводила слова выступающих, читала свои стихи и поэтические переводы (вместе с актером Эудженио Рипепи), а под конец на двух языках исполнила культовую итальянскую песню «Поговори со мной о любви, Марью» в своем же переложении! Московские и итальянские поэты читали стихи, бард Дмитрий Курилов пел свои песни: итальянская публика с энтузиазмом аплодировала в такт его «Костромской цыганочке».
Однако самым ярким впечатлением этого вечера, гвоздем его программы была демонстрация коллекции костюмов художника-модельера Елены Пелевиной: ее стиль настолько узнаваем, что его во всем мире так и называют пелевинским. Перед зрителями проплывали не манекенщицы, а русские храмы во главе с символом Москвы и России – собором Василия Блаженного, проносился на вздыбленном коне Святой Георгий, разящий змея копьем, проходили неспешным шагом былинные богатыри… Зал ахнул, да так и застыл в протяженном возгласе восхищения, растянувшемся на несколько часов. Сидящие в нем мечтали только об одном – чтобы это чудо не кончалось! Трудно поверить, что среди манекенщиц (русских и итальянских) не было профессиональных, а весь показ, включая подбор музыки к дефиле, выстроился за пару часов как чистая импровизация и был наполнен животворящей магией подлинного искусства.
28 сентября участники фестиваля «Старое Алассио» на выделенном мэром туристическом поезде вместе с паломниками отправились высоко в горы через перевал Сан Бернад, который преодолел Суворов во время знаменитого перехода через Альпы. На площадке, куда прибывает поезд, стоит памятник жертвам Беслана как символ единения Италии и России в трагические моменты истории. Специально для прибывших сюда гостей священник открыл церковь Мадонны делла Гвардия (Божьей Матери Заступницы) и провел мессу одновременно для католиков и православных, а два тенора – итальянский (Андреа Элена) и русский (Артемий Нагий) пели псалмы под аккомпанемент органа, причем все это тоже была импровизация без предварительной репетиции.
Участники фестиваля побывали также на экскурсиях в аббатстве Сан Фруттозо, Портофино, Санта Маргерите, Пизе и Милане.
Пресс-служба фестиваля “Генуэзский маяк”