Санкции против SWIFT. Как это может выглядеть на практике

0
822

Страны Запада отключают российские банки от системы SWIFT, но на первом этапе ограничения затронут только уже подсанкционные финансовые учреждения. РБК объясняет, что означают такие меры

Как готовились к отключению банков от SWIFT

Санкции против России, подразумевающие отключение страны от SWIFT, обсуждаются с 2014 года, но до последнего времени воздерживались от их применения. Последние раунды санкций, в частности, предусматривали изоляцию нескольких крупных банков от долларовой системы: ВТБ, Промсвязьбанк, Совкомбанк, «Открытие» и Новикомбанк попали в «блокирующий» список SDN (с ними западным компаниям взаимодействовать будет нельзя), Сбербанк столкнулся с ограничениями на корреспондентские счета в США (его активы в этой стране не замораживаются).

Против отключения России от SWIFT выступали несколько европейских стран из-за рисков для их экономики (санкции ударят по оплате за российские нефть и газ). Но в субботу, 26 февраля, агентство Reuters сообщило, что это решение будет принято в течение нескольких дней. О том, что европейские власти его поддерживают, неоднократно заявлял президент Украины Владимир Зеленский. Таким санкциям, в частности, препятствовала позиция Германии, но вечером в субботу министры экономики и иностранных дел страны заявили, что работают «над ограничением побочного ущерба» от отключения России от SWIFT, чтобы оно «затрагивало нужных людей».

CNN сообщило, что США и Европа, возможно, наложат санкции, связанные со SWIFT, на отдельные банки и организации, а не на всю страну. Так и произошло — в ночь на 27 февраля США и ЕС объявили, что ограничения затронут те финансовые учреждения, которые уже попали под санкции, но не уточнили, какие именно (существуют разные виды санкций). «При необходимости» эта мера затронет «и другие российские банки», сказала глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.

SWIFT — это частная структура, которая существует с 1973 года. К ней подключены свыше 11 тыс. участников в 200 странах и территориях. Прецедент принудительного отключения страны от SWIFT в мире пока один — Иран: первый раз он столкнулся с такими ограничениями в 2012 году, в 2016 году банки вернулись в систему после заключения соглашения об иранской ядерной программе, но в 2018 году санкции были введены снова.

«Существует несколько вариантов, и пока неясно, какой будет избран. Иранский (и пока единственный использовавшийся ранее) — через предварительное внесение конкретных банков в список SDN Минфина США с применением вторичных санкций (и извещением SWIFT о необходимости их отключения со стороны США, как было в случае с Ираном в 2018 году), или же в блокирующий список ЕС, когда SWIFT как бельгийская компания отключает банки автоматически (как это было в случае с Ираном в 2012 году)», — говорит директор французского отделения британской консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин.

Второй вариант — это «какие-то специально и отдельно прописанные ограничительные меры (США с вышеупомянутой оговоркой или ЕС без нее), упоминающие SWIFT и российский финансовый сектор в общем и целом», добавляет эксперт. В этом случае речь может идти об отключении всех участников финсектора, подчеркивает он.

Если говорить о варианте точечных отключений SWIFT для конкретных лиц и структур, то на практике его осуществить очень сложно, считает Волошин. «Речь идет о том, чтобы отрезать не конкретные банки (где отсев будет по банковскому коду SWIFT/BIC), а конкретные юридические и физические лица, то есть по отправителю, получателю/бенефициару или назначению перевода. В сообщениях формата SWIFT это свободно форматируемые, а не стандартизированные поля. Поэтому фильтровать информацию алгоритмами не получится с достаточной эффективностью», — отмечает он.

Аналитики рейтинговых агентств Fitch и Moody’s ставили риск отключения России от SWIFT, через которую проходят все международные расчеты, в один ряд с блокирующими санкциями США против крупных российских банков. Такие меры, «скорее всего, окажут существенное влияние на экономику и финансовую систему», предупреждало, в частности, Moody’s, отмечая, что они чрезвычайно затруднят участие российских банков в международных операциях (в том числе по сопровождению экспорта).

Затронет ли это внутренние переводы

Не должно. С 2014 года в России существует свой аналог SWIFT — Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Она была создана, чтобы платежи внутри страны могли проводить банки под санкциями. Среди ее участников есть и иностранные организации (к ней подключились все белорусские банки, четыре из Киргизии, по два банка из Армении и Казахстана, по одному — из Таджикистана и Кубы), но основную долю составляют российские. По данным ЦБ, в 2020 году ежемесячный трафик в СПФС составил около 2 млн сообщений, или более 20% трафика внутрироссийских сообщений через SWIFT. Сейчас в СПФС 331 участник.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here