Мавзолеи Сакса Рубра в Риме впервые открыты для публики

0
714

 

Мавзолеи Сакса Рубра, две древние гробницы на северной окраине современного города Рима, впервые открыты для публики каждый третий четверг месяца, сообщает Тhe history blog.

Гробницы 2-го века, окруженные современной застройкой вдоль Виа Фламиния, малоизвестны и их легко не заметить при ошеломляющей плотности исторических памятников Рима, но они имеют большое археологическое значение.

Гробницы находятся на 8-м километре Виа Фламиния, древней республиканской дороги, ведущей из города на север. Обе они были вырезаны из обнажений красного туфа, в честь которого и были названы Saxa Rubra (что означает «Красная пещера»).

Надпись идентифицирует большую из двух гробниц как гробницу Квинта Назония Амвросия, вольноотпущенника из семьи Назониев, и его жены вольноотпущенницы Назонии Урбики. Эта гробница была обнаружена в 1674 году во время работ по подготовке к юбилейному 1675 году.

С момента обнаружения с гробницей обращались самым худшим образом. История этой гробницы — это рассказ о том, как культурное наследие может быть уничтожено пренебрежением, невежеством и жадностью. Информационные панели в гробнице рассказывают ее историю.

Рабочие, нашедшие гробницу, пробили ее расписанный фресками потолок, проделав в нем дыру и разрушив часть штукатурки. Парадный вход в погребальную камеру обрамлял фасад в виде храма с четырьмя пилястрами, поддерживающими треугольный фронтон, также высеченный из той же «живой» скалы.

Внутри они обнаружили прямоугольную погребальную камеру с тремя нишами на длинных сторонах и одной на вершине. Стены были разделены на два регистра, разделенные карнизом. Нижний регистр имеет ниши; в верхнем регистре чередуются люнеты и квадраты. Гробницу украшали мозаичные полы и изысканные фрески на каждой оштукатуренной поверхности стен, ниш и потолка.

Подробные рисунки гробницы и фрески художника и гравера Пьетро Санти Бартоли, опубликованные в 1680 году, документируют абсолютное буйство богато детализированных сцен из мифологии (Эдип и Сфинкс, Орфей, зачаровывающий животных) и литературы, а также архитектурных обманок ( коринфские колонны, карнизы, фронтоны, фризы), цветочные гирлянды, животных, урны, аллегорические фигуры (четыре времени года, счастье) и несколько удивительных сцен охоты. В том числе здесь присутствует сцена с парой довольно странных львов, нападающих на группу людей в щитах. На другой сцене изображена пара больших леопардов, атакующих мужчин, пытающихся заманить их в ловушку, вероятно, для арены.

Фреска над надписью, относящейся к Назонию и Назонии, изображает Овидия как поэта-лауреата с богом Меркурием и Эрато, музой лирической и эротической поэзии. Это своего рода имя владельцев гробницы, косвенно ассоциирующих себя с великим поэтом эпохи Августа Публием Овидием Назоном, автором Ars Amatoria и Metamorphoses . Между Назонием и Овидием нет фактической семейной связи (Назон было псевдонимом рода Овидия; вольноотпущенник же принял имя своего бывшего владельца (gens Nasonia) как свое собственное).

Открытие гробниц в свое время отметили, но при этом их никак не охраняли. С момента открытия до конца 19 века, даже после того, как Рим стал столицей объединенной Италии в 1870 году, фрески гробниц снимались и продавались по частям различным желающим покупателям, включая Британский музей. В итоге почти все мозаики были сорваны со стен. К концу века даже фасад был разрушен. Часть оставшихся фресок были повреждены и выцвели до такой степени, что стали почти неузнаваемыми. Их практически невозможно сопоставить с рисунками, на которых Бартоли так тщательно задокументировал изображения двумя веками ранее.

Новые информационные панели в гробнице Назониев рассказывают всю печальную историю памятника и используют рисунки Бартоли, чтобы дать посетителям представление о том, как выглядела гробница, когда она была впервые обнаружена.

Вторая гробница — «успокаивающий бальзам» после Гробницы Назониев. Мраморная плита с надписью у двери посвящена женщине по имени Фадилла от ее любящего мужа. Она была нетронутой и находилась в прекрасном состоянии, когда была обнаружена в 1923 году.

Это небольшое помещение, но оно роскошно украшено черно-белым мозаичным полом с птицами, меандрами и другими формами в чередующихся восьмиугольниках и квадратах. Стены и потолки полностью оштукатурены и украшены фресками с изображением крылатых амуров, божеств, урн, животных (павлинов, антилоп), обведенных цветной краской для создания изогнутых и многоугольных секций.

Могила Фадиллы осталась нетронутой, пережив период фашизма, Вторую мировую войну и пренебрежение со стороны муниципалитета, что, к счастью, в данном случае оказалось на удивление безобидным. Контраст между двумя гробницами очень заметен.

Источник Седмица.Ru 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here