В последние несколько лет Брюссель уделял большое внимание таким целям, как защита окружающей среды и устойчивое развитие на фоне растущей энергетической зависимости, дефицита ресурсов, а также экономических и политических последствий изменения климата. Зелёный курс для Европы (EGD), объявленный в декабре 2019 года, включает эти цели в новую стратегию роста, чтобы сделать ЕС экономикой с низким уровнем выбросов углерода и достичь нулевых чистых выбросов к 2050 году, пишет научный сотрудник Итальянского института международных политических исследований (ISPI) Элеонора Тафуро Амбросетти.
EGD фокусируется на основных секторах экономики Европы – энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, производстве и потреблении товаров, – но также предусматривает защиту биоразнообразия и устранение загрязнения природы. Однако было бы ошибкой рассматривать EDG как стратегию, относящуюся только к экономике или интеграции ЕС. EDG также будет иметь решающее значение в укреплении «климатического фактора» внешней политики ЕС, особенно по отношению к его соседям и странам – кандидатам в Евросоюз.
Почему так важна зелёная внешняя политика?
ЕС работает над тем, чтобы сделать климат краеугольным камнем своей внешней политики по нескольким причинам. Прежде всего, ЕС стремился действовать как глобальный лидер в области климата, тем самым увеличивая свою мягкую силу и международный статус благодаря имиджу «ответственной силы», выступающей за многосторонность и ответственность за окружающую среду.
Отдельные члены ЕС, такие как Италия, поддерживают EDG, приветствуя инициативу как шанс для ЕС стать настоящим геополитическим игроком, не отказываясь от своих основных ценностей. Очевидно, что в игру вступают и конкретные национальные интересы, поскольку Италия сама по себе подчёркивает, что она ответственно относится к климату. В 2021 году она будет принимать саммит G20, и выбор приоритетов итальянского правительства – «Люди, Планета и Процветание» (People, Planet, and Prosperity). Это даёт сигнал о приверженности Рима устойчивому развитию. Италия также будет сотрудничать с Великобританией в рамках Конференции ООН по изменению климата COP 26. Даже Enel – ведущая энергетическая компания Италии – подписала манифест «Восстановление после пандемии с помощью нового зелёного курса в Италии», продвигаемый местным фондом за устойчивое развитие.
Тем не менее главная причина того, что ЕС уделяет особое внимание климату, вероятно, кроется в безопасности.
Как признаёт Комиссия ЕС, «глобальные климатические и экологические проблемы являются значительным мультипликатором угроз и источником нестабильности».
Эта терминология, которую часто критикуют за излишнюю жёсткость и поощрение мышления с нулевой суммой, а не сотрудничества, указывает на угрозы в нескольких областях. Особенно тревожным сценарием является резкое увеличение числа экономических мигрантов и беженцев, обусловленное изменением климата. По оценкам Всемирного банка, в результате изменения климата к 2050 году более 140 миллионов человек могут стать внутренне перемещёнными лицами только в странах Африки к югу от Сахары, Южной Азии и Латинской Америке. ЕС опасается, что многие из этих людей могут мигрировать в более богатую и безопасную Европу, что может усугубить популистские и националистические движения, набравшие силу во время так называемого «кризиса беженцев», который предшествовал миграционной сделке между ЕС и Турцией.
Проблемы климата также могут подорвать мирное сосуществование, особенно в нестабильных государствах. Не все эксперты согласны с причинно-следственной связью между изменением климата и конфликтами, но некоторые хорошо аргументированные точки зрения поддерживают теорию о том, что повышение глобальной температуры, вероятно, повлияет как на вооружённые конфликты внутри государств, так и на межгосударственные конфликты. Во-первых, социальные группы, которые сильно зависят от поставок конкретных природных ресурсов и не имеют альтернатив, могут с большей вероятностью перейти к враждебным стратегиям. Это, в сочетании с такими факторами, как бедность, этнические или другие типы социальной напряжённости, доступность оружия и слабые институты, может спровоцировать конфликт между теми, кто может получить доступ к ресурсам, и теми, кто не может. Во-вторых, изменение климата может также создать новые оспариваемые ресурсы. Так обстоит дело с Арктикой, которую потепление превращает в «новый фронтир (…), открытый для бизнеса» и в объект геополитической конкуренции.
Другая причина – модернизация экономики. Экологическая политика может повысить качество жизни граждан, конкурентоспособность, модернизацию промышленности, инвестиции как дома, так и за рубежом. Окружающая среда – это сектор с инфраструктурно-интенсивный сектор, который играет важную роль в содействии устойчивому росту ЕС. Следовательно, изменение климата, вероятно, станет одной из самых серьёзных угроз – если не главной угрозой – индивидуальной и глобальной безопасности. Влияние этих проблем на наплыв беженцев и политическую и экономическую стабильность соседей ЕС делает этот вопрос ещё более важным для Брюсселя.
https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/klimaticheskoe-izmerenie-vneshney-politiki/