Спустя почти три месяца молчания на родине оперы – в Италии – снова начинает звучать живая музыка: первыми после карантина откроют свои двери для меломанов известнейшие музыкальные фестивали.
Возрождение театральной и концертной жизни – неотъемлемая часть выхода Италии из карантинных мер, пробуждения от долгого оцепенения, в котором вся страна жила с 9 марта. По постановлению правительства с 15 июня люди смогут посещать театры и концертные залы, но с обязательным соблюдением дистанции и всех мер безопасности. Максимальное разрешенное число зрителей в закрытом помещении составляет двести человек, а на открытом воздухе – тысяча.
Первым итальянским городом, в который официально вернется живая классическая музыка, станет Флоренция. 17 июня там стартует Флорентийский музыкальный май – прославленный фестиваль, на котором в 1933 году легендарная американская дива Роза Понселле с триумфом исполнила главную партию в опере “Весталка” Гаспаре Спонтини.
Обычно на фестивале, где блистали крупнейшие певцы двадцатого столетия, звучит опера, но в этом году художественный руководитель Зубин Мета посвятит первые семь концертов инструментальной и духовной музыке. В программе – любимые симфонические сочинения маэстро: Мета продирижирует “Трагической”, “Неоконченной” и “Патетической” симфониями Франца Шуберта, двумя моцартовскими мотетами и до-мажорной мессой Гайдна, произведениями Людвига Бетховена, Антона Веберна и Альбана Берга. Традиционный для фестиваля оперный жанр появится в афише в июле: на этот месяц запланированы несколько спектаклей вердиевских “Травиаты” и “Бал-маскарада” под управлением итальянского маэстро Карло Рицци.
Вслед за Флоренцией музыка вернется в Равенну: именно там Риккардо Мути 21 июня со своим Молодежным оркестром Луиджи Керубини (Luigi Cherubini) сыграет симфоническое произведение Александра Скрябина “Размышление” и два духовных произведения Моцарта. Неслучайно на концерте выступит именно молодое поколение музыкантов: ведь именно оно наиболее сильно пострадало в финансовом плане во время пандемии.
Не обойдены вниманием и события, традиционно проходящие в формате open-air. 27 июня комической оперой “Джанни Скикки” откроется фестиваль в родном городе вериста Джакомо Пуччини – Торре Дель Лаго: все десять музыкальных событий, среди которых – постановки “Тоски” и “Мадам Баттерфляй”, а также несколько концертов, состоятся на открытом воздухе. А искристая, жизнерадостная музыка итальянского Орфея Джоаккино Россини по традиции будет исполняться в его родном городе Пезаро: многие события россиниевского фестиваля, в котором примут участие такие певцы, как Хуан Диего Флорес и Ольга Перетятько, будут организованы на городской площади.
17 июля официально начинается оперный фестиваль в городе Мачерате: с 1921 года он проводится в Сферистерио – грандиозной арене на три тысячи мест, построенной в неоклассическом стиле. В афише – самые что ни на есть классические названия: моцартовский “Дон Жуан” в версии Давиде Ливерворе и вердиевский “Трубадур” в прочтении испанского режиссера Франсиско Негрина.
Что же касается знаменитого фестиваля “Арена ди Верона” в стенах грандиозного античного колизея, то в этом году насладиться зрелищными оперными постановками меломаны не смогут.
Однако там пройдет фестиваль “В сердце музыки” (“Nel cuore della Musica”), состоящий из 11 музыкальных вечеров с ограниченным количеством зрителей. Поклонников музыки ждет серия концертов с участием мировых звезд – Анны Нетребко, Лео Нуччи, Юсифа Эйвазова, Барбары Фриттоли, Лука Сальси и многих других. Инаугурационный концерт, запланированный на 25 июля, – своеобразный оммаж великой итальянской белькантовой традиции, будет посвящен многочисленным жертвам коронавируса. В память тех, кто безвременно ушел в этот сложный период, 31 июля прозвучит бессмертный моцартовский “Реквием” под управлением Марко Армильято.