В Италии открылась фотовыставка лауреатов конкурса имени Стенина
Выставка работ лауреатов Международного конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина открылась 14 ноября в городе Сан-Донато-Миланезе на севере Италии.
В художественной галерее Cascina Roma выставлены более 70 фотографий молодых фотожурналистов мира, победивших в этом году в престижном международном конкурсе, который организован МИА “Россия сегодня” под эгидой Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО. Среди авторов экспозиции – репортеры из Италии, Франции, России, Египта, Испании, Индии и ряда других стран. Выставка, которая продлится до 23 февраля 2020 года, проходит в рамках мирового роуд-шоу лауреатов. Ранее с их творчеством уже познакомилась публика Москвы, Будапешта, Кейптауна и Нью-Йорка.
Открывая выставку, руководитель службы визуальных проектов МИА “Россия сегодня” Оксана Олейник напомнила, что в этом году конкурс прошел в четырех традиционных номинациях “Главные новости”, “Спорт”, “Моя планета” и “Портрет. Герой нашего времени”, к которым добавилась одна новая – “Вдохновение”. Работы на конкурс, по-прежнему, подавались в двух категориях: “Одиночная фотография” и “Серия”.
“Для нас очень важно, чтобы работы победителей конкурса Стенина увидели зрители самых разных стран. Это важно для нашего проекта, который является единственным профессиональным фотоконкурсом в России. Но ещё важнее это для лауреатов, молодых фотографов, которые находятся в самом начале своего профессионального пути”, – отметила Олейник.
Благодарность организаторам конкурса имени Стенина, привезшим в Сан-Донато-Миланезе столь интересную экспозицию, выразил мэр города Андреа Кекки, который отметил большую выразительную силу работ лауреатов. “Зачастую один яркий снимок может рассказать зрителю значительно больше, чем несколько пространных статей. Я уверен, что наши граждане, прежде всего, молодые люди, заинтересуются этими фотографиями и откроют для себя много нового”, – подчеркнул он.
В объективе – отверженные
Важное место в экспозиции занимает серия фотографий под названием “Отверженные и земля”, созданная итальянским фоторепортером Габриэле Чеккони, который в этом году стал лауреатом Гран-при конкурса имени Стенина. Главные герои этого драматичного фоторепортажа – проживавшие в Мьянме мусульмане-рохинджа, которые были вынуждены бежать от преследований в Бангладеш. В результате миграции сотен тысяч людей приграничные районы этой страны фактически оказались на грани экологической катастрофы. С помощью цвета, светотени, ракурса Чеккони блестяще передает трагическую неотвратимость происходящих на его глазах событий.
“Эти снимки сделаны мной в 2018 году в округе Кокс-Базар на юге Бангладеш, куда тогда прибыли около миллиона беженцев из Мьянмы. Им нужно было как-то устраиваться на новом месте, организовывать свой быт. Им нужно было выживать. Так в этом районе началась массовая вырубка лесов, поскольку рохинджа использовали древесину для строительства и обогрева своих жилищ, а также приготовления пищи”, – рассказал в беседе с РИА Новости Чеккони.
“Я сосредоточил свое внимание на том, к каким результатам привело взаимодействие этих беженцев с их новой средой обитания. Дело в том, что трагедия массового исхода рохинджа породила в Бангладеш такие дисбалансы, которые обернулись острым экологическим кризисом и в итоге оказали негативное влияние на жизнь и здоровье самих беженцев. Достаточно сказать, что основной причиной смертности среди рохинджа сейчас являются острые инфекции дыхательных путей, связанные с тем, что дети, женщины и старики постоянно вдыхают древесный дым”, – отметил фотожурналист.
Страданиям, выпавшим на долю народа рохинджа, посвятил свою работу и другой лауреат конкурса имени Стенина 2019 года, фотограф из Бангладеш Мушфикул Алам. Это лаконичная по форме и оттого еще более трагичная “История мучений” женщин-рохинджа, ставших жертвами насилия.
Среди других ярких образов выставки в Cascina Roma – пронзительный кадр фотографа из Франции, сирийца по происхождению, Самира Аль Думи из серии “От одного конфликта к другому”. В объектив его камеры попал молодой мужчина, прижимающий к себе раненую девочку после авианалета на Дамаск в феврале 2017 года. Международное жюри отметило также интересную работу журналистки из США Китры Кахана, которая называется “Караван мигрантов”. Это своеобразная фотохроника надежды и отчаяния беженцев из Центральной Америки в приграничной с США мексиканской Тихуане.
Этическая фотография
Символично, что выставка работ победителей конкурса имени Стенина открылась в галерее Cascina Roma, на базе которой в Сан-Донато-Миланезе с 2018 года проходит Фестиваль этической фотографии.
“Для нас это исключительно важный шаг, потому что показ произведений победителей столь серьезного фотосмотра проходит у нас впервые. Должен отметить, что конкурс имени Стенина, несмотря на свою относительную молодость, уже завоевал достойное место на международной арене и стал признанной площадкой мировой фотожурналистики. А тот факт, что он был учрежден в России, в стране великой культуры, придает ему дополнительный вес”, – заявил РИА Новости Альберто Прина, который является куратором Фестиваля этической фотографии.
Точка отсчета
Прина также поделился с РИА Новости личным опытом работы в международном жюри конкурса, членом которого он стал в 2019 году.
“Мне довелось оценить, с какой серьезностью ведет свою работу жюри. Сразу скажу, что я не принимал участия в финальном голосовании по кандидатуре Чеккони, номинированной на Гран-при. Дело в том, что в 2018 году Габриэле получил у нас на Фестивале этической фотографии одну из главных премий, и я считал некорректным вновь отдать за него свой голос. Но присуждение ему высшей награды стенинского конкурса еще раз продемонстрировало беспристрастность его жюри”, – сказал он.
“Безусловно, победа в таком серьезном соревновании очень много значит для фотографа, который находится в самом начале своей профессиональной карьеры. За короткое время этот конкурс действительно стал точкой отсчета для многих наших коллег в самых разных странах. Сегодня это уже реальность, с которой нельзя не считаться. Более того, само появление на свет конкурса имени Стенина, связанное с трагической гибелью этого российского журналиста, является весьма важным обстоятельством для всех людей, принимающих участие в данном проекте. Тот факт, что Андрей погиб, выполняя свой профессиональный долг, исключительно важен и, к сожалению, по-прежнему актуален для фотожурналистики”, – подчеркнул собеседник агентства.
Мнение Прины полностью разделяет и лауреат Гран-при 2019 года. “Конкурс имени Стенина отличает безупречная организация и высокий профессиональный и творческий уровень. Безусловно, требуется как можно шире распространять информацию о нем по всему миру”, – заявил Чеккони.
“На мой взгляд, особенно примечателен тот факт, что столь авторитетный смотр проводится в память об Андрее. В частности, это позволяет опровергнуть некоторые стереотипы, сложившиеся в отношении России. А для молодых фоторепортеров очень важно, что конкурс носит имя журналиста, который верил в свое призвание, любил свою работу и погиб, выполняя ее. Поэтому для меня и моих коллег – большая честь принимать участие в конкурсе имени Стенина”, – сказал он.
О конкурсе
Международный конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина был организован в 2014 году и ставит своей задачей открыть широкой публике новые имена, поддержать молодых талантливых фотографов и одновременно способствовать сохранению высоких стандартов фотожурналистики. По традиции ежегодный прием работ на конкурс открывается 22 декабря, в день рождения погибшего российского фотокорреспондента. Конкурс имени Стенина стал экспериментальной площадкой для многих молодых и ищущих фотомастеров, которые использовали эту возможность, чтобы привлечь внимание к событиям и сюжетам, зачастую остающимся за переделами общественного интереса.
Подробнее в материале РИА Новости:https://ria.ru/20191114/1560956437.html