Посольство Италии поделилось культурными планами: В России покажут древности Помпей, живопись Пьеро делла Франческа и исторические фортепиано
В итальянском посольстве прошла пресс-конференция, посвященная участию Италии в программе VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Наряду с многочисленными мероприятиями, непосредственно приуроченными к форуму, участники анонсировали несколько выставочных событий конца 2018 и 2019 года, которые вполне можно назвать беспрецедентными.
Италия будет участвовать в культурном форуме с особым статусом страны-гостя. Второй страной-гостем станет Катар, но итальянское присутствие в Санкт-Петербурге, вероятно, будет посерьезнее: заместитель министра культуры Алла Манилова заверила прессу, что делегаты Италии будут принимать участие во всех бесчисленных секциях. И помимо положенных по протоколу форума докладов и круглых столов итальянцы представят в Санкт-Петербурге (в ответ на изобильную программу устроенных российским Минкультом в Италии «Русских сезонов») серию культурных событий, которую посол Паскуале Терраччано назвал «великолепной витриной итальянского искусства».
Знаменитый миланский Teatro Piccolo покажет спектакль «Эльвира» Тони Сервилло на сцене «петербургского teatro piccolo», сиречь Малого драматического театра. Танцевальная труппа Aterballetto, хорошо известная ценителям современного танца в том числе и в России (танцовщики из Реджо-Эмилии неоднократно приезжали к нам с гастролями), выступит в Михайловском со спектаклем Golden Days/Wolf.
Что до итальянского кинематографа, то, во-первых, 17 ноября «Квартет И»презентует свой ремейк фильма Паоло Дженовезе «Идеальные незнакомцы». А во-вторых, форум отметит 90-летие арктической экспедиции генерала Умберто Нобиле, завершившейся драматично — на обратном пути дирижабль итальянских полярников потерпел крушение, вылетевшая на помощь норвежская команда спасателей во главе с Руалем Амундсеном погибла, и в итоге выживших участников экспедиции Нобиле подобрал советский ледокол «Красин». В 1969-м на киноэкраны вышла посвященная тем событиям советско-итальянская копродукция — «Красная палатка» Михаила Калатозова, а теперь 17 ноября потомки соратников Нобиле должны будут встретиться в Эрмитажном театре с актерским составом «Красной палатки», включая Никиту Михалкова и Клаудиа Кардинале.
В музыкальном разделе итальянской программы форума доминирует сюжет более старинный и притом, по выражению дирижера Фабио Мастранджело, «почти детективный».
Известно, что Екатерина II подарила двум прославленным итальянским композиторам, трудившимся при ее дворе,— Доменико Чимарозе и Джованни Паизиелло — по фортепиано. Когда в неаполитанском доме Чимарозы случился пожар, композитор первым делом бросился спасать подаренный императрицей инструмент. Но, по словам Мастранджело, оба фортепиано долгое время считались утраченными — пока не были найдены в собрании неаполитанской консерватории Сан-Пьетро-а-Майелло. Теперь оба эти тафель-клавира (молоточковых фортепиано прямоугольной, «столообразной» формы) привозят из Неаполя в Санкт-Петербург, и один из них, принадлежавший Паизиелло, можно будет услышать 15 ноября в Эрмитажном театре. В программе обещаны фрагменты написанной в Санкт-Петербурге оперы Чимарозы «Дева солнца» — раритета, о самом существовании которого вспомнили только несколько лет назад, когда Чечилия Бартоли записала номер из «Девы солнца» для своего альбома «Петербург».
Оба исторических фортепиано вместе с нотными рукописями, архивными документами и подходящими по контексту произведениями искусства будут показаны в Эрмитаже на выставке «Чарующее движение: Паизиелло и Чимароза при дворе Екатерины II», которая будет продолжаться всего десять дней, с 15 по 25 ноября. Эрмитаж по случаю форума покажет также привезенные из Венеции два парных портрета неизвестных сенаторов кисти Тинторетто — благо со дня рождения великого живописца венецианского позднего Ренессанса исполняется 500 лет. Наконец, будет еще и небольшая выставка помпейских древностей — но это только тизер масштабных выставочных гастролей, которые готовят неаполитанский Национальный археологический музей и сам археологический заповедник в Помпеях: утварь, скульптуры и, самое главное, хрестоматийные фрески можно будет увидеть в Эрмитаже весной 2019 года.
А в начале декабря уходящего года, когда форум уже отгремит, в Эрмитажеоткроется выставка живописи Пьеро делла Франческа. Это абсолютная музейная сенсация, которой сложно подобрать аналог. Как напомнила представлявшая Эрмитаж на пресс-конференции Ирина Артемьева, станковых произведений Пьеро делла Франческа сегодня известно всего около двух десятков, все они рассредоточены по многочисленным коллекциям и перемещаются крайне редко, так что когда в свое время сразу пять картин было собрано на выставке в Ареццо, это уже воспринималось как событие исключительной важности.
Но теперь в Санкт-Петербург привезут не пять и не шесть картин, а все одиннадцать — такого прежде не бывало никогда, да еще дополнят их подлинными рукописями трактатов Пьеро, не только художника, но и теоретика живописи.
Москве тоже достанется свой выставочный блокбастер, причем в двух главах. Один из величайших музеев старых мастеров, неаполитанский Каподимонте, в апреле 2019-го откроет в ГМИИ имени Пушкина выставку своих шедевров. Вскоре после этого, уточнил посол, Каподимонте закроется на долгожданную реконструкцию, а потому привезет в Пушкинский еще один даже более внушительный блок живописи из своего собрания — с особенным вниманием к неаполитанскому барокко XVII века. Наконец, через год, в ноябре 2019-го, выставка классика итальянского модернизма Лучио Фонтаны откроется в Мультимедиа Арт Музее.
https://www.kommersant.ru/doc/3798824