В Еврокомиссии считают, что нехватка воды может стать причиной конфликтов внутри ЕС, в том числе и между отдельными странами блока. На этой неделе исполнительный орган Евросоюза намерен опубликовать коммюнике, указывающее на риски, связанные с нарастающим дефицитом водных ресурсов.
“Эти риски могут проявляться, в том числе, и в виде усиления конкуренции за водные ресурсы между секторами и видами использования, включая потенциальный риск конфликтов внутри и между государствами-членами по поводу трансграничных водных ресурсов”, – говориться в проекте документа, выдержки из которого приводит издание Politico.
Издание при этом отмечает, что в некоторых странах ЕС споры из-за воды возникают уже сейчас. В частности, во Франции в прошлом году планы правительства создать систему водохранилищ для сельскохозяйственного использования привели к конфликту между фермерами и экологами, а также массовым протестам, вылившимся в серьезные столкновения с полицией.
В Испании страдающая от засух Каталония не может договориться с властями страны и соседним Арагоном об использовании водных ресурсов реки Эбро. Польша и Германия спорят о планах расширения разделяющего две страны Одера, а в 2022 году гибель рыбы в реке, предположительно, из-за сброса соли с польских промышленных предприятий, стала причиной дипломатической напряженности между Берлином и Варшавой.
В 2022 году, после поразившей страны Европы сильнейшей за последние 500 лет засухи, эксперты и политики громко заговорили о надвигающемся “европейском водном кризисе”, предрекая заодно и связанные с ним конфликты. По данным американского Института мировых природных ресурсов, три страны Евросоюза – Кипр, Бельгия и Греция – уже сейчас находятся в зоне крайне высокого риска, так как используют более 80 процентов своих водных запасов. Даже небольшая кратковременная засуха способны вызвать в этих странах сильную нехватку воды. В Испании, Португалии и Италии используется от 40 до 80 процентов запасов, что институт классифицирует как “высокий водный дефицит”.
Как сообщает “Российская газета”, канадские геологи из Университета Саскачевана, проанализировав спутниковые данные, пришли к выводу, что запасы подземных вод в Европе стремительно истощаются. Засухи увеличивают выкачку грунтовых вод, но большая часть этой воды не возвращается обратно, а испаряется и выпадает в виде осадков над океаном. По оценке ученых, за последние четверть века Европа таким образом потеряла около 84 гигатонн воды. С этими выводами соглашаются и европейские исследователи, также указывающие на проблему истощения подземных вод.
Цифры экономических потерь также довольно впечатляющие. По данным Европейского агентства по окружающей среде, засуха 2022 года обошлась экономике ЕС в 40 миллиардов евро и стала самым “дорогим” природным явлением после наводнений в Германии и Бельгии в 2021 году. Засуха ударила не только по сельскому хозяйству, но и по энергетике, водному транспорту и другим отраслям.
Подобные экспертные оценки, очевидно, производят на брюссельских политиков сильное впечатление, подкрепляемое влиянием бьющих в набат по поводу изменения климата экологов и бизнес-лоббистов, ожидающих увеличения инвестиций в водную инфраструктуру. В прошлом году Еврокомиссия заявила о подготовке инициативы о “водной устойчивости” Евросоюза, однако месяц назад презентация документа внезапно была снята с повестки. Вокруг готовящейся “водной” стратегии ЕС велось много споров, а подходы к решению проблемы нехватки воды у различных заинтересованных групп сильно расходятся. К тому же, как и другие подобные экологические инициативы, она могла дать дополнительный повод для недовольства протестующим сейчас фермерам. Поэтому, по всей видимости, подготовку документа решено было отложить.
Тем не менее, сама тема дефицита воды, судя по публикации Politico, очевидно, не снята. И вполне можно ожидать, что после предстоящих общеевропейских выборов Брюссель к ней вернется в попытке взять под свой контроль основные водные ресурсы в странах ЕС и их распределение, в том числе и для того, чтобы предупредить возможные конфликты между странами. “Недостаточная или отложенная реализация единого управления водными ресурсами будет недопустимой”, – указывает Еврокомиссия.