ООН продолжает склонять Россию вернуться к реализации зерновой сделки без конкретных предложений по выполнению требований Москвы, изначально заложенных в Черноморскую инициативу. Об этом «Известиям» сообщили дипломатические источники, отметив, что РФ не намерена соглашаться на такой подход. Другой подписант соглашений — Турция — также продолжает прикладывать усилия для возобновления сделки, поскольку Анкара стремится продемонстрировать способность решать сложные геополитические вопросы. Президент республики Реджеп Тайип Эрдоган в сентябре должен посетить РФ для обсуждения этого вопроса. Что стороны могут предложить друг другу — в материале «Известий».
Без конкретики
ООН пытается побудить Москву вернуться к выполнению зерновой сделки, участие в которой РФ приостановила 17 июля после невыполнения части соглашений, затрагивающей российские интересы. При этом предложений о конкретных мерах, направленных на соблюдение обязательств по разблокировке российского сельскохозяйственного экспорта, от организации не поступает, сообщили «Известиям» дипломатические источники.
— Диалог с [генсеком ООН Антониу] Гуттеришем результатов не дает (в частности, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров встретился с генсеком ООН в Йоханнесбурге 24 августа. — «Известия»). ООН пытается подтолкнуть РФ к возвращению к зерновой сделке, не предлагая никаких конкретных шагов по выполнению наших требований. Всё на уровне обещаний, мол, вы вернитесь, а мы потом предпримем все усилия для того, чтобы всё заработало как должно. Но на это мы не можем согласиться, — сказал один из собеседников.
Особую заинтересованность в возобновлении работы черноморского коридора для вывоза украинского зерна проявляет и другая сторона соглашений — Турция, для которой возврат к сделке уже стал своего рода элементом политического престижа. Президент республики Реджеп Тайип Эрдоган буквально сразу после объявления о решении Москвы включился в работу по выработке механизма, который заменил бы собой зерновую сделку с учетом новых подходов РФ к этому вопросу.
Однако прямые переговоры Эрдогана с президентом России Владимиром Путиным на протяжении практически полутора месяцев так и не состоялись. Тем не менее подготовка к ним ведется: 28 августа пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков заявил, что встреча состоится скоро, администрации обоих глав государств уже занимаются ее подготовкой, однако даты пока не сообщил, сославшись на договоренности с турецкой стороной относительно объявления подробностей предстоящих переговоров.
Анкара также официально еще не говорила о конкретных датах, однако источники телеканала Habertürk заявили, что встреча состоится уже в ближайший понедельник, 4 сентября.
«При ситуации, когда господин Путин не смог приехать в Турцию, в Россию поедет наш господин президент [Эрдоган]. Раскроем дату: президент Эрдоган 4 сентября посетит с визитом Сочи», — сообщил телеканал.
Источники «Известий» подтвердили, что встреча запланирована на сентябрь, однако, конкретной даты раскрывать не стали.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и глава МИД Турции Хакан Фидан, по информации ТАСС, проведут переговоры 31 августа в Москве.
Сначала вы, потом мы
Так или иначе, многое указывает, что переговоры действительно планируются в ближайшем будущем. Очевидно, на них будут представлены какие-то варианты, отличные от того, что предлагают ООН и страны Запада (сначала вернуться к выполнению сделки, а потом — сделать всё возможное, чтобы выполнить требования России). Эксперты склонны считать, что в таком виде на это соглашение Москва вряд ли пойдет.
В очередной раз заявил об этом и Владимир Путин, обращаясь к участникам бизнес-форума БРИКС на саммите объединения, который состоялся на прошлой неделе в ЮАР.
— <…> Мы с 18 июля отказались от дальнейшего продления этой так называемой сделки и будем готовы вернуться в ней, но вернуться только в случае реального выполнения всех обязательств перед российской стороной, — повторил Путин единственное условие, при котором Москва вернется к реализации Черноморской инициативы.
Требования РФ были хорошо известны задолго до лета 2023 года — это переподключение Россельхозбанка к SWIFT, восстановление поставок сельхозтехники и запчастей, отмена ограничений на страхование и перестрахование, снятие запрета на доступ в порты, возобновление работы аммиакопровода Тольятти – Одесса.
Российский лидер при этом подчеркнул, что за время работы черноморского коридора с Украины было экспортировано в общей сложности 32,8 млн т грузов, однако более 70% осели в государствах с высоким и выше среднего уровнями доходов, на беднейшие же страны пришлось меньше 1 млн т, то есть около 3%.
Россия продолжает поставки зерновых в африканские страны, несмотря на действующие ограничения, препятствующие экспорту. Так, в Африку в 2022 году из РФ было поставлено 11,5 млн т, и только за первые шесть месяцев 2023-го — уже почти 10 млн т, подчеркнул российский лидер.
Запад же, несмотря на статистику, считает, что зерновая сделка необходима для обеспечения стабильности на мировых сельскохозяйственных рынках. Обвиняя Россию в якобы подрыве продовольственной безопасности, ЕС и США призывают Москву незамедлительно вернуться к реализации сделки в обмен на новые обещания выполнить ее требования.
Отвечая на вопрос «Известий» во время пресс-конференции в Йоханнесбурге, где прошел саммит БРИКС, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что пока Москва не видит признаков готовности стран Запада исполнить свои обязательства по этому вопросу, а лишь получает призывы «поддержать предложение ООН».
— Предложения ООН, которые неоднократно вносились в том числе в мае и в начале июля, заключаются в следующем: давайте не отзывайте свое согласие на украинскую часть пакета, пусть всё идет как шло, еще добавим пару портов, чтобы этот объем увеличивался постоянно. А если вы так сделаете, то мы начнем разговор о том, чтобы месяца через три ваш Россельхозбанк вернуть в систему SWIFT, и начнем убеждать страховые компании, чтобы они не очень задирали ставки, и будем договариваться о том, чтобы ваши корабли могли заходить в какие-то порты, — сказал Лавров.
При этом доверие Москвы к обещаниям Запада сейчас находится на достаточно низком уровне — все эти заявления о выполнении ее требований звучали от западных политиков и раньше. В марте, когда вопрос о продлении стоял остро, страны Запада и ООН говорили, что прорабатывают этот вопрос. К лету ни один из пунктов выполнен не был.
Два пути
Возвращение к реализации Черноморской инициативы в ее изначальном варианте маловероятно, считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Олег Барабанов.
— Российские требования, в общем-то, никто выполнять не собирается, а часть из них вообще сложно реализуема: восстановлением разрушенного аммиакопровода Тольятти – Одесса Украина заниматься не будет, — считает эксперт.
Аммиакопровод был подорван украинскими диверсантами 5 июня на участке, проходящем в Харьковской области. Восстановление его работы было одним из условий Москвы для продления сделки еще до инцидента. Вице-премьер РФ, глава Минпромторга Денис Мантуров на ПМЭФ в июне этого года говорил, что «на той территории мы восстановлением заниматься не будем, а что украинская сторона планирует в этой части, предсказать сложно».
По словам информированных источников в банковской сфере, никаких шагов и конкретных переговоров по поводу переподключения РСХБ к SWIFT в последние месяцы не было.
Позиция России остается очевидной и вряд ли подвергнется коррекции, поэтому ясно: Эрдоган планирует представить Путину другие варианты, которые гарантировали бы экспорт и украинской, и российской продукции.
Как показывает практика подготовки подобных переговоров, стороны согласовывают определенные подходы. И в целом, если такая встреча планируется, значит, сторонам есть что представить друг другу, считает эксперт Российского совета по международным делам Кирилл Семенов.
— Если встреча действительно состоится, значит, варианты есть. Иначе вряд ли была бы необходимость в таких переговорах. Такие мероприятия предваряют согласования, проработка определенных моментов, которые будут обсуждаться. Думаю, какая-то база на сегодня уже сформулирована, — уверен политолог.
По его словам, такой расклад повышает шансы на позитивное решение вопроса, хотя это вовсе не обязательно.
Поскольку реанимировать сделку в пакетном виде, в котором она существовала до 18 июля 2023 года, вряд ли представляется возможным, Турция фактически может предложить разбить соглашения на две составляющие.
— Очевидно, Анкара пытается найти альтернативу и хочет, мне кажется, распараллелить процесс, когда украинское зерно идет само по себе, а для российской продукции находятся какие-то иные каналы. Видимо, это и будут обсуждать, если состоится встреча, — говорит Олег Барабанов.
При этом вопрос, кто и как будет перевозить зерно с Украины в условиях отозванных Россией гарантий безопасности в Черном море и продолжающегося конфликта, остается открытым и — при определенных решениях — также должен будет прорабатываться на самом высоком уровне.
Не исключено, что во время переговоров Путина и Эрдогана может обсуждаться и вариант сделки с участием России, Турции и Катара — об этой инициативе писало немецкое издание Bild. Однако подробностей идеи так и не было. 28 августа Дмитрий Песков заявил, что «в настоящий момент каких-либо субстантивных договоренностей на этот счет нет».