Европа снова начала наращивать поставки алкоголя в Россию

0
350

 

Европейские виноделы одумались и снова кинулись поставлять свою продукцию в Россию. Впрочем, занять то же место на полках будет уже сложнее – производство отечественного вина растет, импорт из дружественных стран увеличивается.

По итогам трех первых месяцев маркетингового года (август-октябрь) поставки вина из ЕС выросли на 40% в сравнении с тем же периодом прошлого года, следует из данных Европейской комиссии. Увеличили поставки практически все страны ЕC, а самый большой прирост показали Австрия (плюс 515,7%), Болгария (463,03%), Хорватия (175,89%). Увеличили поставки также наши традиционные импортеры вин – Италия, Франция, Испания, Германия.

Весной и летом 2022 года многие европейские страны серьезно сократили поставки вин в Россию. И это было связано не столько с обострением геополитической ситуации, сколько с нарушением логистических цепочек. Поначалу было вообще непонятно, как возить. Но потом европейские виноделы сориентировались, перестроили цепочки поставок.

Уже по итогам третьего квартала календарного года поставки оказались рекордными за последние годы, рассказал “РГ” вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. К Новому году полки магазинов были заполнены европейской продукцией. По итогам 2022 года если и будет снижение импорта вин, то в пределах 5%, тогда как в пиковые месяцы падение достигало 30-40%.

По оценкам Россельхозбанка, доля импортного вина на российском рынке в 2022 году составит чуть менее 50%. Везут вино из ЕС грузовиками, а этот бизнес “размазан” по множеству небольших европейских логистических компаний. Они, как правило, менее чувствительны к рискам санкций, чем, например, морские линии, рассказывал “РГ” руководитель центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов. Кроме того, ряд стран (Грузия, Чили, Сербия, Южная Африка) не присоединились к санкциям против России.

Правда, понемногу меняется география импорта. По итогам девяти месяцев Италия оставалась для нас поставщиком вин номер один, хотя и снизила ввоз на 4%. А вот Испания уступила второе место Грузии: первая снизила поставки на 13%, а вторая увеличила на 15%.

Австрийские виноделы оказались более лояльными по отношению к российскому рынку, поэтому они сегодня теснят вино из Германии, которая вложила много сил и средств в продвижение своей продукции, прежде всего рислинга, говорит Ставцев.

Есть заметное увеличение импорта из Армении (в два раза), Узбекистан нарастил поставки в 4,5 раза, Азербайджан – более чем на 40%. В двух последних странах всегда было много виноградников. И раньше они поставляли в Россию именно его. Но 26 июня 2020 года у нас вступил в силу закон о виноградарстве и виноделии, по которому для производства отечественного вина запрещено использовать импортные виноматериалы. Поэтому поставлять в Россию вино стало возможно только уже в бутылках. К слову, российские компании открывают там свои представительства, покупая местные винодельческие предприятия. Вино из этих стран доступно по цене. В этом смысле они способны заместить абхазские вина, поставки которых из-за логистических проблем существенно снизились. Появляется в России и совсем неожиданное вино – например, из Канады, Бразилии или Черногории.

Если снижение импорта из стран ЕС и произойдет по итогам 2022 года, оно точно не будет критичным. Для отечественных виноделов это, наоборот, возможность укрепить свои позиции. По данным Росалкогольрегулирования, за 11 месяцев 2022 года производство отечественных тихих вин выросло на 10,8%, до 30,2 млн декалитров (дал) в годовом выражении. А производство шампанских и игристых вин увеличилось на 25,4%, до 14,1 млн дал. А выпуск ликерных вин вырос в пять раз – с 173,4 тыс. в 2021 г. до 949,4 тыс. дал в 2022 году.

По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, в 2022 году впервые за новейшую историю России площадь виноградников в стране превысила 100 тыс. га. Будет собрано 760 тыс. тонн винограда, из которого можно сделать 600 млн литров вина. Но потенциал роста составляет еще 400 млн литров.

“По мере роста доли качественных российских вин доля импорта должна сокращаться. У нас есть все предпосылки для того, чтобы в перспективе, как французы, пить не более 10% иностранных вин”, – считает Дальнов.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here