Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения Пьера Паоло Пазолини, одного из плеяды великих кинорежиссеров, которых дала миру Италия в XX веке.
Феллини, Висконти, Антониони, Бертолуччи… Пазолини стоял среди этих гениев особняком. В своем творчестве он исследовал темную сторону человеческой натуры, его влекла тема рока, того, что выше человеческой судьбы и даже воли богов. Отсюда его интерес к античности, вылившийся в создание трагедий «Царь Эдип» и «Медея».
Начинал этот мальчик, выросший в бедном квартале послевоенного Рима, как поэт — первое стихотворение сочинил, когда ему было лет семь. В 19 уже издал сборник. О своем взрослении на улицах Вечного города написал в романе «Шпана». Отец Пазолини служил Муссолини. А сын, словно наперекор, стал коммунистом. В конце жизни, пытаясь разобраться с природой фашизма, он снял скандальный и поначалу запрещенный во многих странах фильм «Сало, или 120 дней Содома».
В СССР привечали итальянских режиссеров, возможно, потому, что в Италии была сильная Коммунистическая партия. Их фильмы можно было увидеть на кинофестивалях и в ограниченном прокате. Но Пазолини не показывали (за исключением ранних, неореалистических «Аккатоне» и «Мама Рома» с Анной Маньяни).
А вот сам он бывал в СССР — Пазолини дружил с Евгением Евтушенко и тот приглашал его на фестивали поэзии. Известно, что режиссер даже хотел снять Евтушенко в роли Христа в своем фильме «Евангелие от Матфея». Но не сложилось. Иисуса — не тихого и всепрощающего, а бунтарского и яростного — сыграл 19‑летний студент из Испании Энрике Иразоки. Пазолини любил снимать непрофессиональных актеров, находя их на улицах в бедных кварталах или среди своих знакомых. Он словно любуется этими столь далекими от совершенства, некрасивыми, подчас даже отвратительными людьми, которые населяют его фильмы.
А женщины в его картинах прекрасны. Его любимая актриса Сильвана Мангано изящна, как статуэтка, а лицо кажется искусно выточенным из алебастра. В «Царе Эдипе» она играет Иокасту. В одном эпизоде она, держа на руках младенца Эдипа, поднимает взгляд и долго-долго смотрит в камеру, прямо в глаза нам, зрителям, словно пытаясь донести какое‑то послание. Это интригует, завораживает, пугает. Она похожа на Мадонну, которая знает страшную судьбу своего младенца, но ничего уже не изменить. В «Декамероне» Мангано является уже в образе Мадонны в сонме ангелов.
В «Медее» Пазолини снял в главной роли оперную диву Марию Каллас. К тому времени она рассталась с любовью всей своей жизни Аристотелем Онассисом, потеряла голос. Пазолини вытащил ее из депрессии и продлил жизнь.
«Каллас — современная женщина, в которой жила древняя женщина, странная, магическая, с ужасными внутренними конфликтами», — говорил Пазолини. Он посвятил ей стихи. Они подружились. Их связывало душевное родство и некая общность судеб.
В 1975 году в возрасте 53 лет режиссер и поэт был убит. Он предчувствовал свою смерть, написав однажды: «Мое будущее даже не черное, его просто не существует». Чудовищно искалеченного, его нашли на пляже в Остии. Обстоятельства его смерти до сих пор не раскрыты, ведь предполагаемый убийца, отсидевший срок, потом отрекся от своих показаний.
Зинаида Арсеньева
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7123) от 05.03.2022