Тема ударов американским дальнобойным оружием по территории России не затрагивалась во время телефонного разговора Владимира Путина и Дональда Трампа, несмотря на обстоятельное обсуждение украинского вопроса. Об этом «Известиям» сообщил пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков. Учитывая, что переговоры президентов двух стран состоялись впервые с начала спецоперации на Украине, всё внимание международного сообщества сконцентрировано вокруг деталей беседы, а также вероятной встречи Путина и Трампа. «90-минутный разговор положил начало новой главе», «встреча лидеров в любой точке мира наверняка станет главным событием», пишут СМИ. Диалог положительно оценивают даже в НАТО. Теперь, чтобы удержать свои позиции на мировой арене, западные партнеры Киева всячески поддерживают идею переговоров, хотя еще недавно они же надеялись на поражение России.
Путин и Трамп не обсуждали использование американского дальнобойного оружия для ударов по РФ
Состоявшийся накануне разговор Владимира Путина и Дональда Трампа — первый диалог лидеров РФ и США в целом с начала острой фазы украинского конфликта, в последний раз российский президент разговаривал с Джо Байденом 12 февраля 2022 года. Неудивительно, что диалог Путина и Трампа стал главной новостью недели, особенно учитывая содержание беседы.
В центре ожидаемо был украинский конфликт, однако, как сообщается, политики обсудили урегулирование в целом, без конкретики. Дональд Трамп высказался за скорейшую остановку боевых действий и решение проблемы мирными средствами. Владимир Путин согласился с американским коллегой, что долгосрочное урегулирование может быть достигнуто путем мирных переговоров. Глава РФ не забыл упомянуть и о необходимости устранить первопричины конфликта.
При этом такой чувствительный вопрос, как использование американского дальнобойного оружия для ударов вглубь территории России, во время разговора не обсуждался, рассказал «Известиям» пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков 13 февраля.
Об использовании американского дальнобойного оружия особенно активно говорили в конце прошлого года. 17 ноября стало известно, что Джо Байден разрешил Украине атаковать российскую территорию с помощью американских ракет ATACMS.
Уже 19 ноября шестью ракетами ATACMS, а также 21 ноября системами Storm Shadow (Великобритания) и HIMARS (США) были нанесены удары по военным объектам в Курской и Брянской областях. После этого Владимир Путин заявил, что конфликт на Украине приобрел элементы глобального характера.
На этом фоне президент 21 ноября выступил с обращением к россиянам, где объявил, что РФ в ответ нанесла удар по территории Украины: в Днепропетровске был поражен один из крупнейших промышленных комплексов — «Южмаш». Для этого применили новейшую ракетную систему средней дальности «Орешник», которая не имеет аналогов в мире.
Разговор Путина и Трампа — реакция в мире
Несмотря на отсутствие каких-либо деталей разговора в контексте украинского урегулирования, телефонный разговор Владимира Путина с Дональдом Трампом стал главным информационным поводом для СМИ всего мира: «90-минутный разговор положил начало новой главе», — пишет The Washington Post; «Встреча лидеров в любой точке мира наверняка станет главным событием, однако особенно необычным был бы визит одного из них в США или Россию», — утверждает Newsweek.
Основной посыл, который стремились передать иностранные журналисты, — Путин готов к мирным переговорам по украинскому кризису. В то же время практически нигде в западных СМИ в этом контексте не упоминается участие Киева в процессе.
В Кремле уже подтвердили: встреча двух президентов, о которой упоминалось в разговоре, будет организована максимально оперативно, а потенциальной площадкой, по словам Дональда Трампа, может стать Саудовская Аравия. Для встречи с Вашингтоном Москва даже уже начала собирать переговорную группу. По словам Пескова, конкретных договоренностей насчет визита американской переговорной группы еще нет. Пока прощупывать почву для заключения мира на этой неделе отправится спецпосланник президента США по Украине Кит Келлог — в ближайшие дни он посетит Германию для участия в Мюнхенской конференции по безопасности, Бельгию и Украину.
По всей видимости, разговор между Путиным и Трампом действительно наметил более-менее четкие ориентиры для дальнейших действий. По крайней мере, глава Белого дома, уже после телефонного звонка, заявил, что верит в готовность Путина мирно решать украинский вопрос. Более того, он отметил, что хотел бы вернуть формат G8, тем самым, вероятно, подчеркивая потенциал Москвы играть конструктивную роль на мировой арене.
Из мировых лидеров вполне ожидаемо с позитивной оценкой контактов США и России выступили союзники Москвы. Приветствовал диалог Путина и Трампа венесуэльский президент Николас Мадуро, пока что он единственный латиноамериканский лидер, кто высказался по поводу телефонного разговора. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил положительную тенденцию и заявил, что это пойдет на пользу и его стране. Глобальное значение разговора Путина и Трампа отметил глава Республики Сербской Милорад Додик.
Предпосылки к дипломатическому завершению конфликта на Украине отметили в КНР: «Китай поддерживает все усилия, способствующие мирному урегулированию кризиса, и будет продолжать поддерживать контакты со всеми заинтересованными сторонами, а также играть конструктивную роль в содействии политическому урегулированию кризиса», — сообщил на брифинге официальный представитель МИД КНР Го Цзякунь.
Запад меняет свою позицию по украинскому конфликту
Примечательно, что и на Западе разговор Путина и Трампа встретил скорее одобрение, нежели критику. Так, особое внимание привлекла реакция НАТО, главного спонсора украинского конфликта. Там отметили, что разговор «создает впечатление» начала переговоров по Украине. «Это был удачный телефонный разговор», — отметил генсек альянса Марк Рютте. Правда, он всё же добавил, что необходимо обеспечить вовлеченность Украины в этот процесс. В целом это заметно контрастирует с тем, что он сказал буквально пару-тройку месяцев назад. Выступая на заседании Совета ЕС по вопросам иностранных дел на уровне министров обороны в ноябре, Рютте утверждал: «Украина должна победить в войне, которую против нее ведет Россия, в противном случае Путин на этом не остановится».
Разговор Путина и Трампа состоялся как раз в то время, когда в Европе завершается встреча контактной группы по поддержке Украины в формате «Рамштайн» и начинается Мюнхенская конференция. В последние годы итогом подобных встреч было подтверждение безоговорочной поддержки Украины. Однако на фоне контакта лидеров России и США европейские политики один за одним начали заявлять о намерении активно участвовать в мирном процессе, хоть и не стали сразу же отказываться от нарратива укрепить Украину.
«Мы с нетерпением ждем возможности обсудить дальнейшие шаги [по урегулированию конфликта на Украине] вместе с нашими американскими союзниками. Нашей общей целью должно быть укрепление позиций Украины. Украина и Европа должны участвовать в любых переговорах», — говорится в совместном заявлении глав МИД Франции, Польши, ФРГ, Италии, Испании, Великобритании.
Глава МИД ФРГ Анналена Бербок решила отдельно выразить общее мнение, заявив, что европейцам нужно вступить в интенсивные переговоры для обсуждения мира на континенте. Еще в мае прошлого года во время своего очередного визита в Киев шеф немецкой дипломатии утверждала, что Владимир Путин не готов к диалогу по разрешению украинского кризиса. В октябре, несмотря на заявления президента РФ, Бербок говорила, что Украина готова к справедливому миру, а российское руководство всё еще отказывается от урегулирования. В конце сентября и глава польского МИДа Радослав Сикорский убеждал своих европейских коллег предоставить Зеленскому еще несколько миллиардов долларов, чтобы тот мог одержать победу.
После общего заявления министры иностранных дел Италии, Германии, Франции и Испании подтвердили свое стремление стать частью переговорного процесса, еще и в индивидуальном порядке. Брюссель не должен играть второстепенную роль в возможных переговорах по Украине, пояснил шеф итальянской дипломатии Антонио Таяни. Европа достигла определяющего этапа в решении экзистенциального вопроса о мире и безопасности на континенте, заявила Анналена Бербок. Окончательный план урегулирования не может быть согласован без стран Европы и Украины, подчеркнул испанский министр иностранных дел Хосе Мануэль Альбарес. Аналогичную точку зрения выразили практически во всех европейских странах — союзниках Киева.
Любопытно, что США никак не предупреждали европейских коллег о готовящемся звонке, и это подтверждает такой подход новой администрации к международной политике, в котором у Европы не будет главенствующей позиции. Вероятно, это в том числе и спровоцировало такую резкую смену европейской риторики.
— Европа в большой растерянности и панике, потому что администрация Трампа недвусмысленно дает понять, что она не видит Европу за столом переговоров. Трамп видит Европу как безголосый ресурс, который должен нести бремя по дальнейшему обеспечению Украины как на период продолжения боевых действий, так и после без участия США, — считает эксперт клуба «Валдай» Дмитрий Суслов.
Та позиция по Украине, которой придерживаются в Европе, неприемлема не только для России, но и для новой американской администрации, говорит эксперт. В частности, на протяжении нескольких лет Украине обещали членство в НАТО, теперь же новый глава Пентагона Пит Хегсет заявил, что видит нереалистичной эту идею, и подчеркивает, что эти слова отражают позицию Трампа. Тут же и слегка переформатировал свою позицию Марк Рютте. Генсек НАТО заявил, что блок никогда не обещал Украине членство по итогам мирных переговоров с Россией.
К тому же у Европы уже была возможность проявить себя в миротворческом процессе, и Брюссель с этой задачей не справился. Один из примеров тут — прошлогодняя конференция по мирному урегулированию на Украине в Швейцарии. Еще более яркий неудачный пример — второй раунд Минских соглашений, когда Европа должна была выступить гарантом мира на востоке Украины, а вместе этого стала накачивать ее оружием.