Различия в оценках санкционной политики против России между США и ЕС

0
1860
ЕС
Петр Порошенко, Ангела Меркель и Джо Байден. Иллюстрация: newsru.ua

Различия в оценках санкционной политики против России между США и ЕC

На прошлой неделе должностные лица в Брюсселе официально объявили о том, что 20−21 октября 2016 года будет проведен внеочередной саммит ЕС, на котором будет обсуждаться вопрос отношений с Россией и дальнейшая судьба санкций. Лидеры Евросоюза собираются выработать новую стратегию отношений с Россией и пути дальнейшего диалога в условиях полного или частичного сохранения санкций. Россия, в свою очередь, делает встречные шаги. 29 сентября 2016 года в телефонном разговоре президент России Владимир Путин согласовал с канцлером Германии Ангелой Меркель график контактов в «нормандском формате». Таким образом, отношения в рамках «нормандского треугольника» продолжаются.

Очевидно, что европейцы сейчас изображают желание добиться ослабления санкций, но для этого им нужна реальная подвижка в переговорном процессе по кризису на Украине. Для этого и необходима встреча в верхах в «нормандском формате», которая по их замыслам должна пройти до проведения октябрьского саммита. По-видимому, от России желают пересмотра порядка выполнения условий Минских договоренностей с учетом пожеланий Киева. Можно ожидать, что одномоментного снятия санкций не будет, но какие-то коррективы в действующий санкционный режим европейцы все-таки могут внести. И здесь для российского руководства важен прецедент этого сдвига. Если о подобном направлении будет принято принципиальное решение на октябрьском саммите ЕС, то практических предложений следует уже ждать на декабрьском Европейском совете министров иностранных дел, на котором будет решаться вопрос о продлении санкций.

Между тем, США крайне заинтересованы в продолжении политики европейских санкций против России, и здесь нынешняя администрация в Вашингтоне предлагает Киеву сделать шаги в сторону выполнения политической части Минских соглашений, по крайней мере, чисто символических шагов. Подобное обстоятельство должно стать доказательством позитивных намерений украинского руководства по выполнению Минских договоренностей, что позволит Евросоюзу и дальше сохранять санкции. Для США важно единство в совместной санкционной политике с ЕС до вступления в должность следующего президента США. В этой связи допустить даже частичного и минимального ослабления санкций со стороны европейцев после октябрьского саммита американцы не могут. Поэтому вице-президент США Джо Байден публично выразил обеспокоенность тем, что пять лидеров ЕС недавно высказались против санкционных мер в отношении России. Речь, по-видимому, шла о президенте Кипра и премьер-министрах Италии, Греции, Венгрии и Словакии, которые открыто подвергли критике санкционную политику ЕС. В отношении снятия санкций важен некий единый фронт внутри ЕС, а не инициатива отдельных государств-членов. Здесь Байден резонно заметил, что США уверены в будущем пролонгировании санкционных мер из-за твердой позиции канцлера Германии Ангелы Меркель. Таким образом, отношение к санкциям Германии имеет решающее значение для США.

Сейчас в условиях подготовки октябрьского саммита ЕС американцы начали очевидную «обработку» европейцев по вопросу о санкциях. В конце сентября госдепартамент США подготовил некий доклад и исследование о результативности антироссийских экономических санкций США и ЕС. Доклад этот, судя по появившейся о нем информации на главном информационном ресурсе Евросоюза EUObserver, был конкретно адресован Евросоюзу. Американцы специально в Брюсселе проинформировали об этом докладе прессу во вторник 27 сентября, подчеркнув, что делают это в преддверии дискуссии лидеров ЕС о России. Американцы предъявили свою «идеологию» санкций.

Выясняется, что госдепартамент США принял версию, что санкции имеют весьма результативный эффект воздействия на «цели» в России, но при этом, правда, не уничтожая российской экономики. Американцы утверждают, что в течение последних двух лет санкции сократили на треть операционную прибыль и на половину стоимость активов отдельных (не всех) российских компаний, ставших объектами санкций. Подобное снижение привело к увольнению трети персонала этих российских фирм. Российские нефтяные компании, такие как Роснефть, по утверждению американцев, лишились доступа к краткосрочным кредитам и технологиям высокого класса. Американцы указывают на то обстоятельство, что резервный валютный фонд России, использовавшийся для поддержки пострадавших компаний, при нынешних темпах расходов иссякнет к началу 2017 года.

Однако далее в докладе все-таки признается, что низкие цены на нефть и плохое управление оказались более значимыми факторами, обусловившими экономический спад в России. Что касается влияния санкций на экономику России, то в докладе признается, что невозможно сделать оценку из-за влияния на спад других решающих факторов, таких, например, как падение цен на нефть.

Американцы показали значение побочных аспектов политики санкций, которые трудно определить в каких-либо величинах. Санкции вызывают у некоторых иностранных инвесторов ощущение «неопределенности», что повышает для них оценки риска инвестиций в Россию. Это заставляет их отказываться от инвестиций в российскую экономику даже, если эти инвестиции не имеют прямого отношения к санкционным спискам США и Евросоюза. Подобное обстоятельство ограничивает возможный рост российской экономики в неопределяемых величинах.

В докладе Госдепартамента было особо подчеркнуто, что банкротство подсанкционных российских компаний маловероятно, хотя наибольший ущерб был нанесен тем компаниям, которые оказались именно в санкционном списке. Компании, имеющие стратегическую важность для России, такие, как например, РОСТЭК, сохраняют и сохранят устойчивость.

«Отраслевые санкции», с точки зрения американцев, еще менее эффективны. Они блокируют международные кредиты отдельным банкам, предприятиям ВПК и ТЭКа, а также вводят запрет на экспорт высоких технологий в ряд отраслей российской экономики.

С другой стороны, американцы пускают в СМИ своим докладом информацию о том, что российские контрсанкции против европейской продукции вообще не имели и не имеют каких-либо важных последствий. По предъявленному европейцам докладу Госдепа, «среднее» негативное воздействие российских контрсанкционных мер на все 28 стран ЕС равняется 0,13% ВВП. Однако среди государств-членов есть те, кто пострадал больше, а есть те —кто меньше. Например, Литва из-за санкций и контрсанкций лишилась 2,8% своего ВВП. Италия же только — 0,07%. При этом Литва является последовательным сторонником санкций против России, а Италия — не менее последовательным их противником. Таким образом, ущерб от санкций не определяет политической позиции государства-члена в отношении санкционной политики США против России.

В итоге, несмотря на некоторую предъявленную тревожную статистику, американский доклад не показал, что Россия находится на грани системного кризиса. В Вашингтоне полагают, что российское руководство может воспользоваться средствами из пенсионных фондов или другими активами для покрытия дефицита.

Можно примерно очертить американскую трактовку санкционной политики, адресованную европейцам. С точки зрения американского Госдепа, антироссийские санкции наносят ущерб российской экономике, но не уничтожают ее, т. е. не наносят фатального ущерба. Последнее, очевидно, нежелательно для европейцев. Что касается российских контрсанкций, то они, с американской точки зрения, имеют самый мизерный эффект негативного влияния на экономику европейцев. Американцы хотят успокоить европейцев насчет вредных последствий санкций для европейской экономики.

Подобную трактовку следует сравнить с последними выводами самих европейцев в отношении взаимного влияния российских санкций и контрсанкций. Согласно опубликованным в начале июля этого года результатам исследований, проведенных Австрийским институтом экономических исследований, сильное падение экспорта из ЕС в Россию было связано лишь частично с введением санкций и контрсанкций. Но и после введения санкций доля стран ЕС в российском импорте оставалась стабильной. Следовательно, сделали вывод австрийские ученые-экономисты, воздействие санкций на торговые потоки из ЕС в Россию было минимальным. Наблюдаемое падение экспорта из ЕС в Россию полностью было связано с общим спадом в России. Экономическая стоимость контрсанкций России, согласно данной оценке, была близка к нулю, по крайней мере, с точки зрения упущенных экспортных возможностей ЕС. Однако австрийские ученые обнаружили, что потенциальные потери торговли с точки зрения добавленной стоимости могут равняться для европейской экономики в € 34 млрд в краткосрочной и € 92 млрд в долгосрочной перспективе. А это уже значительная величина. Санкции, когда о них идет речь не в текущих процентах, а в абсолютных величинах и долгих сроках, выглядят для европейцев совсем по-другому. Поэтому австрийские ученые указали на серьезные последствия санкций не в смысле текущих потерь прибыли, а их влияния на общую занятость в ЕС.

Таким образом, фактор социальной политики принимает большее значение для ЕС, чем упущенная прибыль агентами ее экономики. Подобные нюансы различий в оценке влияния санкций между американцами и европейцам и следует использовать российской стороне для борьбы с санкционной политикой противников России.

Аналитическая редакция EADaily
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2016/09/30/razlichiya-v-ocenkah-sankcionnoy-politiki-protiv-rossii-mezhdu-ssha-i-es

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here