Потребление игристых вин в России за год выросло на 10 процентов
Продажи французского шампанского падают второй год подряд – потребители переходят на более дешевые альтернативы. В России же продажи игристых вин устойчиво растут – они давно перестали быть напитком для праздника. Однако и у нас игристым наступают на пятки более доступные альтернативы, имитирующие игристые вина, говорят эксперты.
Продажи французского шампанского в 2024 году снизились почти на 10%. Сократили потребление элитного напитка в том числе в США и Франции, пишет The Guardian.
В июле прошлого года французские производители шампанского распорядились сократить объемы сбора винограда после того, как продажи упали более чем на 15% в первой половине 2024 года. По данным Комитета шампанского, годовые поставки сократились на 9,2% по сравнению с 2023 годом и составили 271,4 млн бутылок.
“Шампанское – это настоящий барометр настроения потребителей”, – сказал Максим Тубар, президент Syndicat Gnral des Vignerons, профсоюза виноделов, и сопредседатель Comit Champagne (Комитета по шампанскому), объединенной торговой ассоциации.
По его мнению, причина снижения – в тревожной экономической и политической ситуации в мире, а также в изменении привычек потребителей. Более доступные альтернативы, включая просекко, английское игристое вино и креман, все чаще заменяют дорогое французское шампанское. При этом и по качеству такие напитки подтянулись. А поколение Z и миллениалы и вовсе отказываются от алкоголя.
На этом фоне спрос на премиальные французские игристые вина упал до самого низкого уровня за последние два десятилетия.
“В Европе наблюдался спад производства шампанского во время ковида. Но после все бросились пить Шампань – соскучились. Сейчас напились, а денег больше не стало”, – поясняет вице-президент Российской ассоциации экспертов рынка ретейла, руководитель WineRetail Александр Ставцев.
Когда в мире наблюдался повышенный спрос на шампанское, провинция Шампань вместе с ассоциацией производителей увеличила квоты на выпуск и задрала цены. После того как значительная часть покупателей “слетела”, предпочтя итальянцев и испанцев, они теперь объясняют свои промахи маркетинга предпочтениями поколений и прочим, поясняет руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин.
В России продажи именно французского шампанского не растут, поскольку это дорогой напиток. Но зато растут продажи игристых вин. По данным Росалкогольтабакконтроля, производство по итогам 2024 года выросло почти на четверть. По оценке Ставцева, продажи в прошлом году выросли примерно на 10-11% (официальных данных по 2024 году еще нет). Продажи игристого растут не так стремительно, как производство, поскольку цены подросли.
“Потребители пьют слабоалкогольную продукцию, сидры и пивные напитки, имитирующие игристое вино”, – говорит Ставцев.
Российские потребители переключаются сейчас на игристые вина и на спиртные напитки для коктейлей. Так, производство крепких напитков в 2024 году выросло на 8%.
Сказывается также подорожание импорта и тихих сухих российских вин. В то же время минимальная розничная цена игристого в России составляет 239 руб. за бутылку. Производители таких недорогих игристых увеличили продажи более чем в полтора раза. Его в основном и покупают, отмечает Шапкин.