Почему РФ ввела режим погранзоны на границе с Белоруссией
В среду, 1 февраля, руководство ФСБ России ввело режим пограничной зоны вдоль российско-белорусских рубежей.
Что за режим?
Пограничная зона — явление достаточно давнее. Особый режим контроля за пребыванием своих и чужих граждан близ рубежей в разное время вводился разными странами — как для борьбы с прозаической контрабандой, так и для исключения проникновения на территорию страны незваных гостей. Чем-то незыблемым этот режим не является. Так, внутри Евросоюза в настоящее время он фактически отменен — из-за безвизового режима в Шенгенской зоне, куда входит подавляющая часть европейских государств.
Режим погранзоны, в разных районах имеющей различную протяженность, обеспечивается выставлением тыловых постов, патрулированием местности, включенной в зону, а также административными мероприятиями, в ряде случаев включающими пропуск на те или иные территории только с разрешения соответствующих структур. В российских условиях этой структурой является Федеральная служба безопасности.
Скорее всего, в случае с Белоруссией этот режим не будет особенно строгим. Во всяком случае, о специальном пропускном режиме речи пока нет. Проверки, впрочем, ожидаются: объявленной целью введения пограничной зоны является «регламентирование посещения приграничных районов гражданами третьих стран».
Насколько контроль будет плотным — пока сказать сложно. Нужно иметь в виду, что граница между Россией и Белоруссией фактически отсутствует: после распада СССР не проводилась ни ее делимитация, ни тем более демаркация на местности (если не считать указателей на крупных автотрассах), не определялось и положение погранпунктов. Через границу проходит масса второстепенных трасс, местных дорог и лесных троп, что также не способствует «закрытию границы на замок», подобно тому как это сделано, например, на рубежах России с Финляндией, Норвегией, Китаем, Северной Кореей.
Зачем ввели?
Причина ввода пограничного режима ясна: 12 февраля в Белоруссии вступит в силу указ о пятидневном безвизовом режиме для граждан 80 стран при пересечении госграницы в аэропорту Минска. В перечень, в частности, вошли все государства Евросоюза, США, Бразилия и Япония. Поскольку граница между Россией и Белоруссией существует формально, и на практике ее можно легко пересечь без каких-либо проверок, граждане третьих стран, которым для посещения РФ нужно оформлять визу, получили возможность попасть на российскую территорию в обход необходимых бюрократических процедур.
О возможных проблемах, возникающих в такой ситуации, «Ленте.ру» рассказал сотрудник российских спецслужб: «Кто-то сразу заговорил про “санкционные товары”, но это наименьшая головная боль на самом деле. Ситуацию с контрабандой решение Минска о “безвизе” фактически никак не поменяло. Проблема заключается в тех, кто может попасть на территорию России через Белоруссию».
«У нас довольно неплохо налажена система отлова личностей, участвовавших в боевых действиях или просто завербованных террористическими группировками — “Исламским государством”, “Джебхат-ан-Нусрой” и другими. Но это в основном наши граждане — нашей страны и других бывших советских республик, перемещение которых по миру мы в случае необходимости можем отслеживать, — пояснил он. — В случае безвизового режима между Белоруссией и Европой обостряется проблема появления нежелательных гостей оттуда, при этом понятно, что в Россию будут пытаться проникнуть не потому, что тут жить очень хорошо и пособия богатые».
Эксперт напомнил, что на стороне террористов в Сирии и Ираке воюют сотни граждан стран ЕС, а сторонниками радикалов внутри самой Европы стали десятки тысяч человек — в основном выходцев из ближневосточных регионов или их потомков.
«Если кто-то хочет осуществить здесь серьезный теракт — а все усилия террористы к этому прикладывают, то любая дырка в системе безопасности будет работать на них. Можно ли забросить через аэропорт Минска “чистого” для наших спецслужб человека, который не проходил проверки перед получением визы, но хочет попасть в Россию с определенными целями? Или группу людей? Наверное, да», — заключил собеседник редакции.
Кроме того, по словам специалиста, ввод пограничного режима на соответствующих территориях обусловлен «украинским фактором»: «Это обстоятельство никак не изменилось после ввода Минском “безвиза” с Европой, но учитывать его необходимо. Действия украинских властей и определенных радикальных группировок становятся все менее прогнозируемыми, при этом хаос на территории этой страны растет. Границу между Украиной и Белоруссией к особо охраняемым никак не отнести, и в случае дальнейшего ухудшения ситуации возможно проникновение оттуда — при этом не беженцев, а людей со вполне определенными замыслами, вплоть до подготовленных диверсантов, как это уже было в Крыму».
***
Произошедшее говорит не только о проблемах с безопасностью внутри России, но и о довольно заметной пропасти в базовых взглядах на эти проблемы между Москвой и ее ближайшим союзником, мотивы которого в данном случае сложно поддаются оценке: во всяком случае, та прибыль, которую потенциально может обеспечить возросший поток европейских туристов (которых «безвиз» может привлечь, например, в минские игорные дома), вряд ли стоит потенциальных проблем в отношении с крупнейшим донором.
Мотивы Москвы очевидны: в ситуации, когда в России задерживают сотни сторонников «Исламского государства» и периодически отлавливают украинских диверсантов в Крыму, еще одна брешь в системе госбезопасности вряд ли может восприниматься спокойно. Стоит вспомнить и о том, что в Белоруссии режим погранзоны вдоль российской границы был введен еще в 2014 году.
Илья Крамник, Lenta.ru