Архивные разыскания исследователя Винченцо Соррентино вынуждают пересмотреть устоявшиеся представления о последнем периоде жизни великого живописца эпохи барокко. А началось все с обнаружения платежной квитанции, выписанной на имя Караваджо
Согласно новому исследованию, Караваджо (1571–1610) написал одну из самых эффектных рождественских композиций эпохи барокко не на Сицилии, как принято было считать, а в Неаполе. И это означает, что последний период жизни художника, который он провел в этом городе на юге Италии, был даже более плодотворным, чем полагали искусствоведы до сих пор.
«Поклонение пастухов» (1609) изображает группу пастухов, склонившихся над спеленатым младенцем Христом на руках у Девы Марии. Раньше считалось, что Караваджо написал эту картину, созданную по заказу капуцинов-францисканцев для мессинской церкви Санта-Мария дельи Анджели, в том же городе, откуда поступил заказ. Сейчас она экспонируется в Региональном музее Мессины.
Находка молодого искусствоведа подтверждает другую версию, сулящую новые открытия. В ходе работы в архивах Банка Неаполя Винченцо Соррентино, куратор отдела живописи и скульптуры XVII века в неаполитанском Музее Каподимонте, обнаружил ранее неизвестную платежную квитанцию за рождественскую сцену, выписанную на имя Караваджо. В квитанции в качестве плательщика значится казна капуцинов и указано, что платеж был отправлен в Неаполь, где Караваджо дважды жил некоторое время и в том числе провел последний год своей жизни во время четырехлетнего изгнания из-за убийства Рануччо Томмазони. В число других работ, написанных им в неаполитанские годы, входят «Экстаз Марии Магдалины» (1606) и «Бичевание Христа» (1607).
«Я полагаю, что картина была написана в Неаполе и отправлена в Мессину, возможно, на корабле, — говорит Соррентино о «Поклонении пастухов». — Это важный момент, поскольку это значит, что ранние неаполитанские последователи Караваджо могли увидеть картину непосредственно в Неаполе и использовать некоторые из его приемов в своих работах». Он добавляет, что это объяснило бы, почему отдельные изображения Девы Марии на картинах неаполитанского художника Баттистелло Караччоло так близки к стилю Караваджо.
В квитанции значится, что за рождественскую сцену Караваджо получил 300 дукатов. Соррентино отмечает, что в то время заработок ремесленников обычно составлял около 10 дукатов в месяц. Таким образом, мы видим, что художник мог требовать все более высокую плату после того, как сделал себе имя в Риме.
Исследователь рассказывает, что обнаружил квитанцию еще девять лет назад, во время учебы в университете, но решил копнуть глубже только тогда, когда понял, что никто из специалистов по Караваджо не ссылается на этот документ. В январе его выводы были опубликованы в литературно-художественном журнале Paragone.
Исследование привело к обнаружению еще двух квитанций за неизвестную картину Караваджо, за которую ему заплатили 100 дукатов. В них упоминаются Ланфранко Масса — торговец картинами, доставивший «Мученичество святой Урсулы» (1610) из Неаполя генуэзскому дворянину Маркантонио Дориа, — и Ипполита Каттанео де Марини — дворянка из Генуи, которая, по мнению Соррентино, могла быть заказчицей работы. Искусствовед признается, что попытки идентифицировать эту другую картину Караваджо пока не увенчались успехом. «Если какие-то зацепки, способные помочь разгадать тайну, и существуют, то они наверняка находятся где-то в Генуе», — заключает он.