В немецком Дрездене в ночь на 25 ноября злоумышленники взломали и ограбили знаменитую сокровищницу “Зеленый свод”, где хранятся драгоценности и предметы искусства стоимостью в сотни миллионов евро.
Уточняется, что преступление произошло в исторической части коллекции. Сумма ущерба устанавливается. Однако в СМИ уже появилась информация о том, что грабители обогатились на 1 млрд евро.
Сокровищница была построена в 1723–1730 гг. Коллекция демонстрируется в двух постоянных экспозициях — “Исторических Зеленых сводах” и “Новых Зеленых сводах”, расположенных в западном крыле дрезденского дворца-резиденции. Ежегодно музей посещают около 500 тыс. человек.
Один из самых ценных экспонатов “Зеленого свода”, единственный крупный бриллиант зеленого цвета весом более восьми грамм, в настоящее время экспонируется в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.
Немецкие СМИ назвали эту кражу «крупнейшей со времен Второй мировой войны». На самом деле ограбления музеев – не такая уж редкость. В мире ежегодно пропадают тысячи картин, скульптур, рисунков и вернуть их на место удается далеко не всегда.
Ниже мы расскажем о самых громких кражах в Европе в последние годы:
Ограбление собора в Швеции
Королевские короны и другие драгоценности XVII в. ранее похитили из собора в Стренгнесе, что в часе езды от Стокгольма.
Поиски похитителей и драгоценностей привлекли международное внимание.
Человек, чья кровь была найдена на месте преступления, сейчас находится под следствием.
Похищенные короны были изготовлены для похорон короля Карла IX и его жены Кристины и датируются началом 1600-х гг.
Драгоценности стоимостью 65 млн крон ($7,2 млн) похитили из собора, где они находились на выставке. Кроме короны украли также и державу (символ власти монарха).
Предметы были похищены 31 июля 2018 г. Двое воров разбили стекло, похитили ценности и бежали сначала на велосипедах, а затем на моторной лодке по реке к западу от Стокгольма.
Верона, музей Кастельвеккьо
Трое вооруженных грабителей в ночь на 20 ноября 2015 года ворвались в музей Кастельвеккьо в Вероне, связали охранника и кассира и вынули из рам семнадцать полотен Тинторетто, Пизанелло, Беллини и Монтеньи.
Видеокамеры зафиксировали автомобиль, отъезжавший от музея с награбленным. Впоследствии выяснилось, что на территории Италии действовала целая банда преступников из десяти человек. Кроме итальянцев, в нее входили граждане Молдовы, Украины и России. Сбыть украденное они рассчитывали на территории бывшего СССР, но через полгода были пойманы.
В мае 2016-го украинские пограничники нашли на острове Турунчак в Одесской области все семнадцать картин, оцененных примерно в 16–20 миллионов евро.
Похищение золотой монеты в Берлине
Монетный кабинет берлинского музея Боде, коллекция которого считается одной из самых крупных в мире, стал жертвой грабителей.
Воры, проникшие в помещение музея через одно из окон в марте 2017 г., похитили одну из самых больших золотых монет мира — отчеканенный в Канаде “Большой кленовый лист” весом 100 кг.
Уникальная золотая монета весом 3215 унций, или 100 кг, чистого золота (проба монеты 99 999, и это значит, что на долю примесей приходится лишь одна из ста тысяч частей ее веса) была отчеканена Канадским королевским монетным двором в 2007 г. под прозвищем “Большой золотой кленовый лист”.
Этот символ Канады и изображен на оборотной стороне монеты, в то время как на лицевой стороне можно увидеть портрет королевы Елизаветы II, которая де-юре считается в Канаде главой государства.
“Большой кленовый лист” по-прежнему считается одной из самых дорогих монет. Формально номинал монеты составляет 1 млн канадских долларов (примерно $750 тыс.), однако реальная ее стоимость намного больше.
Возвращение Ван Гога
Два шедевра Винсента Ван Гога, украденные из музея в Амстердаме 14 лет назад, вернулись в Нидерланды из Италии. Картины были обнаружены близ Неаполя — во время спецоперации в доме известного наркобарона.
Стоимость обоих полотен оценивается примерно в 90 млн евро, а ограбление долгое время находилось на пятом месте в топ-10 нераскрытых арт-преступлений по версии ФБР.
Речь идет о двух картинах нидерландского художника — “Морской пейзажв Схевенингене” (1882) и “Прихожане выходят из реформаторской церкви в Ньюнене” (1884 — 1885).
Осло, Музей Эдварда Мунка
Картины норвежского экспрессиониста воровали четыре раза, самое яркое ограбление произошло 22 августа 2004 года.
Четверо грабителей в масках среди белого дня вошли в музей, пригрозили охране пистолетами, сняли со стены знаменитый «Крик» и еще одно полотно, «Мадонна», сели в свою машину и уехали. Как выяснилось впоследствии, шедевр Мунка экспонировался практически без охраны: в зале не было сигнализации. Кроме того, национальное достояние Норвегии даже не было застраховано от кражи.
В мае 2006 года грабители были арестованы и трое из них осуждены, а в августе полиция нашла и похищенные работы, изрядно потрепанные и надорванные по краям.
Цюрих, музей Эмиля Бюрля
Одна из самых громких краж последних лет случилась в тихой Швейцарии. 10 февраля 2008 года трое грабителей в лыжных масках ворвались в частный музей Эмиля Бюрля в Цюрихе за полчаса до закрытия. Смотрителей и охранников уложили лицом на пол, четыре картины – “Мальчик в красном жилете” Поля Сезанна, “Поле Маков” Клода Моне, “Людовик Лепик и его дочь” Эдгара Дега и “Цветущие ветки каштана” Винсента Ван Гога вынесли из музея и погрузили в припаркованную у выхода машину прямо в рамах. Когда она отъезжала, картины торчали из багажника.
На поиски похищенного были брошены лучшие силы швейцарской полиции. Две украденные картины – Ван Гога и Моне – через девять дней нашли, они лежали в автомобиле, припаркованном возле психиатрической больницы. В 2009 году был найден Дега, в 2012 году полиция Сербии разыскала в Белграде полотно Сезанна и арестовала троих подозреваемых в краже.
Роттердам, музей Кюнстхал
Музей Кюнстхал, построенный по проекту Рэма Колхаса, в октябре 2012 года отмечал свое 20-летие масштабной выставкой произведений современного искусства. В ночь на 16 октября гражданин Румынии Раду Догару, специализировавшийся на карманных кражах, вскрыл дверь, ведущую в музей из парка. Камер видеонаблюдения там не было. Грабитель и его сообщники быстро сняли со стен семь полотен и удалились. Сигнализация сработала, но полицейские никого в музее не застали. Похищены были “Голова Арлекина” Пабло Пикассо, “Читающая девочка” Анри Матисса, “Мост Ватерлоо” и “Мост Чаринг-Кросс” Клода Моне, “Женщина перед открытым окном” Поля Гогена, “Автопортрет” Мейера де Хана и “Женщина с закрытыми глазами” Люсьена Фрейда. Мать организатора ограбления, Ольга Догару, заявила, что сожгла все украденные полотна в печи, но год назад в Бухаресте всплыла «Голова Арлекина». Подлинность этой картины пока официально не подтверждена.
Париж, Музей современного искусства
До сих пор неизвестна судьба картин, украденных грабителем с сербскими корнями Вьераном Томичем из парижского Музея современного искусства. 20 мая 2010 года злоумышленник «с обескураживающей легкостью», как выразился судья, пробрался в музей через окно и украл пять картин: «Голубь с зеленым горошком» Пикассо, «Пастораль» Матисса, «Олива близ Эстака» Брака, «Женщина с веером» Модильяни и «Натюрморт с подсвечниками» Леже.
После ареста он рассказал журналистам, что шел в музей за одной картиной, которую заказал ему арт-дилер, но не удержался и взял еще четыре. Стоимость похищенных картин приблизительно оценивается в 500 миллионов евро. Не только грабитель, которого в прессе окрестили Спайдерменом, но и его сообщники спустя год оказались на скамье подсудимых. Картины один из них якобы уничтожил, но следователи и судьи в это не верят.
Замок Драмланриг, Шотландия
27 августа 2003 года, между 10 и 11 утра, двое мужчин как обычные туристы вошли в замок-музей Драмланриг, который находится в шотландском графстве Дамфрис-энд Гэллоуэй, связали смотрительницу, сорвали со стены «Мадонну с веретеном» Леонардо да Винчи и выскочили на улицу, где их ждал автомобиль.
Герцог Баклю, владелец замка, пообещал вознаграждение в 1 миллион фунтов тому, кто поможет найти «Мадонну», но так и не дождался ее возвращения. Шотландская полиция нашла ее в 2007 году, герцог скончался за месяц до этого счастливого события в возрасте 83 лет. Титул и замок унаследовал его сын, который снова выставил картину на обозрение публики, объяснив, что такова была воля его отца.
Вена, Музей истории искусства
Некоторые произведения искусства воровать просто бессмысленно – сбыть с рук их невозможно.
Руководство венского Музея, в котором хранится «Сальера», золотая солонка, выполненная легендарным Бенвенуто Челлини для короля Франциска I, на это и рассчитывало, и расчет оправдался. Роберт Манг, специалист по охранным системам, ранним утром 11 мая 2003 года взобрался на второй этаж музея по строительным лесам, разбил стеклянный короб, вытащил драгоценную скульптуру и вылез обратно. Все это он проделал за 50 секунд. Сигнализация сработала, но охранник музея решил, что тревога ложная, и отключил ее.
Австрийское правительство предложило за возвращение «Сальеры» скромную награду в 70 000 евро, хотя шедевр Челлини оценивался в 50 миллионов, но Роберт Манг, у которого не было опыта в подобных делах, долго не решался на какие-либо действия: два года он хранил королевскую солонку и только в 2005 году потребовал выкуп в 10 миллионов. Полиция его быстро вычислила по номеру мобильного телефона, Манг не стал отпираться и указал место в лесу под Веной, где закопал свинцовую коробку с солонкой.
По материалам портала “Культурология”