Антироссийские рестрикции не смогут привести к мгновенному прекращению конфликта на Украине, заявил специальный представитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан. По его словам, их стоит рассматривать как часть более широких усилий по поддержке Киева. При этом чиновник посетовал, что западные ограничения не имеют мандата ООН, поэтому необязательны к исполнению третьими странами. Однако Евросоюз и США не оставляют попыток повлиять на остальные государства, чтобы заставить их прекратить сотрудничество с Москвой, добавил О’Салливан. Эксперты отмечают, что западные санкции на деле показали свою неэффективность. Они оказались выгодны только США, которые с их помощью расчистили для себя рынки Европы и сделали «союзников» ещё более зависимыми, считают опрошенные RT аналитики.
Вводимые Западом ограничения против России не приведут к прекращению конфликта на Украине в одночасье, заявил специальный представитель ЕС по санкциям Дэвид О’Салливан. По его мнению, рестрикции играют свою роль, но «их надо рассматривать в контексте более масштабной помощи Украине».
«Санкции приносят свои плоды, но мы должны чётко осознавать: это не панацея, они не приведут к мгновенному прекращению войны», — сказал он.
Чиновник отметил, что одна из главных целей ограничений — сделать так, чтобы России было сложнее получать товары, которые она может использовать для своих военных нужд. По его словам, РФ пришлось перевести экономику на военные рельсы, что якобы пагубно на ней сказывается. Однако даже в таком состоянии российская экономика может функционировать, признал О’Салливан.
При этом еврочиновник подчеркнул масштабность введённых Евросоюзом санкций против РФ.
«Санкции… затрагивают около 60% импорта и экспорта в рамках наших прежних торговых отношений с Россией. Такого набора санкций у нас ещё никогда не было», — заявил он.
Однако на пути их реализации содружество сталкивается с некоторым проблемами, добавил О’Салливан.
«Санкции введены на европейском уровне, но осуществляться должны на национальном… Одна из самых больших проблем — это вопрос координации и мобилизации на уровне наших государств-членов, чтобы осуществлять наши санкции максимально согласованно», — сказал он.
Чиновник также посетовал, что антироссийские ограничения не были в своё время одобрены на уровне ООН, в связи с чем не являются обязательными для исполнения всеми мировыми игроками.
«Если сложить ВВП всех стран, которые ввели эти санкции, получится значительная доля мирового ВВП. Однако факт остаётся фактом: подавляющее большинство стран мира не посчитали обязательным прибегнуть к этим санкциям. И поэтому в системе санкций неизбежно возникают бреши, которых бы не было, если бы, например, нас поддержала ООН», — констатировал он.
И всё же в ЕС продолжают попытки повлиять на другие государства, чтобы заставить их прекратить сотрудничество с Россией, добавил О’Салливан. По его словам, содружеству удалось добиться успехов в сокращении случаев обхода санкций через страны Центральной Азии. И теперь стоит более сложная задача — добиться аналогичного от стран Юго-Восточной Азии, которые являются производителями, а не просто транзитными пунктами нужной РФ продукции. Для достижения этой цели ЕС ориентируется на опыт США, пояснил О’Салливан. Вашингтон в декабре прошлого года выпустил указ, позволяющий Соединённым Штатам вводить санкции в отношении иностранных финансовых учреждений, которые проводят или содействуют проведению сделок с Россией.
«В рамках 14-го пакета санкций мы вооружились аналогичным инструментом. И мы даём странам понять, что можем прибегнуть к подобной мере, если не сможем найти иного решения проблемы. Это очень мощный инструмент, поскольку он положит конец банковской деятельности на основе корреспондентских отношений для их финансовых институтов в Европе и США. По очевидным причинам большинству стран очень хотелось бы избежать подобного», — заявил чиновник.
Однако придерживаться санкционного курса Брюсселя и внутри самого ЕС становится всё сложнее, признал О’Салливан, комментируя дальнейшие планы по новым пакетам рестрикций.
«У них (стран — членов Евросоюза) есть законные опасения, а нам необходимо (принимать решения. — RT) единогласно. Так что дополнительные меры, которые необходимо принять, вызывают больше трудностей, и порой добиться единства мнений может быть сложнее», — констатировал он.
Проявление колониализма
О введении очередного пакета антироссийских ограничений Совет ЕС объявил 24 июня. Он стал 14-м за последние два с половиной года. В него были включены рестрикции в отношении 116 физических и юридических лиц. В содружестве заявили, что меры направлены против крупных сегментов российской экономики, таких как энергетика, финансы и торговля.
В России этот шаг назвали ударом Брюсселя по европейскому бизнесу. Как отметило постпредство РФ при ЕС в своём Telegram-канале, нынешний пакет «стал наглядным подтверждением того, с каким остервенением, с каким самоубийственным фанатизмом еэсовцы ведут против нас (России. — RT) экономическую войну».
В свою очередь, в Кремле заявили об имеющемся опыте минимизации последствий подобных ограничений со стороны Запада. «Мы постоянно развиваем этот наш опыт и будем делать это дальше», — отметил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
На устойчивость российской экономики к западным рестрикциям указали и в МИД РФ.
«Все ранее принятые Брюсселем санкции провалились. Вопреки расчётам еэсовских «стратегов», они так и не смогли подорвать российскую экономику», — заявила 28 июня официальный представитель ведомства Мария Захарова.
Она также заметила, что принимаемые в последнее время антироссийские ограничения в действительности всё более направлены против третьих стран.
«Под предлогом борьбы с обходом санкций Брюссель буквально терроризирует наших партнёров вторичными ограничениями… Всё это подтверждает, что односторонние санкции Евросоюза — проявление колониализма», — констатировала дипломат.
Изменение риторики
Опрошенные RT эксперты отмечают, что риторика западных стран относительно антироссийских санкций с 2022 года претерпела изменения.
«Если в начале специальной военной операции Запад оценивал санкции едва ли не как волшебное средство, которое позволит в течение нескольких месяцев склонить Россию к невыгодному для неё варианту завершения конфликта, то теперь США и ЕС фактически признают низкую эффективность рестрикций, называя их лишь одним из многих инструментов. Более того, они углубили раскол между Глобальным Югом и коллективным Западом. Стало понятно, что существенное количество развитых в экономическом плане государств плевать хотели на Вашингтон и Брюссель как на центры принятия решений и продолжают торгово-экономические отношения с Россией, таким образом подрывая авторитет коллективного Запада», — пояснил кандидат политических наук, доцент Академии труда и социальных отношений Павел Фельдман.
Он подчеркнул, что даже многие западные компании, несмотря на решения своих властей, изыскивают разного рода схемы и создают параллельные цепочки импорта, желая зарабатывать, а не терять перспективные российские рынки. К тому же в целом от санкций выигрывают только американские компании и предприятия, для которых антироссийские ограничения расчистили дорогу на европейские рынки.
«Запрещая союзникам торговые отношения с РФ, США между делом закупают у Москвы всё, что считают нужным. Создаётся впечатление, что эти санкции направлены не столько против России, сколько против ЕС — экономического конкурента Америки. В США сейчас комфортные торгово-экономические условия, а в Европе растут налоги, сокращаются социальные выплаты, уменьшается количество рабочих мест. Таким образом, происходит экономическое возвышение Америки, а Европа тонет», — сказал Фельдман.
В свою очередь, доктор исторических наук, профессор Дипломатической академии МИД РФ Владимир Винокуров считает, что антироссийские санкции с самого начала были обречены на провал.
«Они оказались оружием, которое выстрелило в ногу их инициаторов. Всё это наглядно можно наблюдать на примере экономик основных государств Европейского союза. Однако признать это — значит потерять лицо и расписаться в своих ошибках. Поэтому они продолжают свою политику в нарушение всех международных принципов, Устава ООН и положений Всемирной торговой организации, пытаясь навязывать её всем остальным, чтобы легитимизировать», — сказал аналитик в разговоре с RT.
При этом перспективы разработки дальнейших санкционных пакетов довольно туманны, считает эксперт.
«Фактически во многом рестрикции теперь повторяются из пакета в пакет. Последнее изобретение — это вторичные санкции на государства, которые участвуют в различных проектах с Россией экономического, финансового и другого характера. Однако в целом все они привязываются к конфликту на Украине. Если мы успешно решим поставленные нами задачи в ходе СВО, вся эта санкционная конструкция рухнет», — добавил Винокуров.
Однако до поры Запад не оставит попыток принудить мировое сообщество следовать его политическому курсу, считает Павел Фельдман.
«Поскольку у Запада нет механизмов легального принуждения, он применяет инструменты политического шантажа и запугивания. Иногда откровенно угрожает представителям политической элиты той или иной страны, обещая устроить «цветную революцию» на её территории, потребовать более высокие проценты по кредитам, вообще выбросить с международных рынков. В ход идут самые грязные технологии политического давления», — сказал эксперт.
Однако в этом отношении Запад совершает большую ошибку, мысля в старой парадигме о гегемонии, уверен аналитик.
«Сегодня оказываемое давление порождает обратный эффект. Чем больше Запад давит, тем шире становится членство в организации БРИКС. Одним словом, разочарованные действиями Запада страны всё больше тяготеют к российско-китайскому полюсу международных отношений и покидают сферу влияния Вашингтона», — резюмировал Фельдман.