Новый пакт по вопросам иммиграции вызвал серьезные разногласия в ЕС

0
566

Италия, Греция, Мальта и Кипр опасаются, что им по-прежнему придется принимать основной поток беженцев

В конце минувшей недели премьер-министры Польши, Венгрии и Чехии на встрече в Брюсселе с председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен отклонили ее план в области нелегальной иммиграции. Глава правительства Словакии – еще одной страны Вишеградской группы – не смог отправиться в поездку, но делегировал свои полномочия чешскому соседу. Центральноевропейская четверка, уже давно ставшая самостоятельной силой в ЕС, вновь заблокировала общую иммиграционную стратегию Евросоюза, которую активно проталкивает канцлер Германии Ангела Меркель.

Многостраничный документ, получивший название “Новый пакт по миграции и предоставлению убежища”, не понравился и многим другим странам ЕС. Четыре средиземноморских государства – Италия, Греция, Мальта и Кипр, которые первыми встречают иммиграционные волны из Северной Африки и Ближнего Востока, – опасаются, что им по-прежнему придется нести основное бремя приема беженцев. Находящаяся в центре континента благополучная Австрия просто не верит, что новый план сработает, поскольку у него слишком много противников, а традиционно поощряющая иммиграцию Швеция считает, что в нем необходимо более точно зафиксировать обязательства всех 27 членов Евросоюза.

Общественные организации также не в восторге от этой инициативы. Правозащитная Amnesty International (“Международная амнистия”) заявила, что Европа “возводит еще более высокие стены” и не стремится облегчить участь тех, кто оказался в лагерях беженцев на греческих островах или в Ливии. Американский благотворительный фонд Save the Children (“Спасите детей”) упрекнул европейцев в том, что те “не хотят учиться на своих недавних ошибках”, а испанская организация Open Arms (“С распростертыми объятиями”), спасающая беженцев на море, указала, что в новых предложениях почти ничего не говорится о гуманитарной помощи.

Неудивительно, что комиссар ЕС по внутренним делам Илва Йоханссон с самого начала заявила, что, скорее всего, “никто не будет удовлетворен” новой стратегией, но ее можно обсуждать и “на ее основе строить сотрудничество”. Последние события подтверждают только первую часть ее предположений.

О новом миграционном пакте

Нынешняя ситуация с миграцией не столь критична, как в 2015 году, когда, по словам Йоханссон, в Европу “нелегально приехали 1,8 млн человек, большинство их которых были беженцами”. С тех пор этот показатель сократился более чем в 10 раз, и в текущем году составляет пока лишь 55 тыс.

Но от повторения кризиса никто не застрахован, тем более что прежняя система, основанная на Дублинских соглашениях, предусматривавших для каждой страны ЕС обязательную квоту приема беженцев, не сработала. Следовать этому правилу отказалась, в частности, Вишеградская группа, позиция которой за прошедшие пять лет не изменилась.

Еврокомиссия давно приступила к подготовке нового плана и собиралась обнародовать его в конце сентября. Ускорили его публикацию и привлекли к нему повышенное внимание трагические события на греческом острове Лесбос, где три недели назад пожар в лагере беженцев Мориа оставил без крова более 12 тыс. человек.

Авторы нового миграционного пакта утверждают, что его главное отличие “в гибкости”. Члены ЕС, которые не захотят принимать у себя беженцев, будут спонсировать отправку обратно на родину тех нелегальных иммигрантов, которым откажут во въезде. При этом финансовый вклад каждой страны будет зависеть от ее ВВП и численности населения. Одновременно будет ужесточен пограничный контроль, сокращен срок рассмотрения заявок на получение убежища и ускорен процесс депортации непрошеных гостей, оказавшихся в общеевропейском доме без приглашения.

Фон дер Ляйен заявила, что подобный “механизм обязательной солидарности” позволит “восстановить доверие” внутри ЕС и найти долгосрочное решение проблемы. Однако Вишеградская четверка опасается, что нагрузка на их экономику, к тому же сильно пострадавшую из-за пандемии коронавируса, все равно окажется неподъемной. Если по прошествии определенного времени какая-то страна не сможет депортировать нелегального иммигранта, то он останется не ее территории, а положенная за это компенсация из бюджета ЕС в размере €10 тыс. выглядит явно недостаточной.

Со своей стороны, Италия и Греция не верят, что сработает отмена Дублинского регламента, согласно которому просьба о предоставлении убежища подается в том месте, куда первоначально прибыл мигрант. Государства “первой линии” опасаются, что на деле сохранится статус-кво и на них по-прежнему будет приходиться основной иммиграционный поток. По их мнению, возможность подавать прошение об убежище там, где мигрант работал или где живут его родственники, проблему не решит.

“Похоже, что все это было сделано для отвода глаз. Можно сказать: Дублин умер, да здравствует Дублин”, – отметил эксперт по вопросам миграции Ив Паско из парижского Института Жака Делора.

На своих условиях
После переговоров в Брюсселе венгерский премьер Виктор Орбан заявил, что руководство ЕС “в основном сохраняет прежний подход, стремясь регулировать миграцию, а не останавливать мигрантов”. А наша позиция, подчеркнул он, заключается в том, что “мигранты должны быть остановлены”. “Никто не может ступать на землю Европейского союза без разрешения”, – сказал Орбан.

Примерно те же выражения использовал его чешский коллега Андрей Бабиш, а глава польского правительства Матеуш Моравецкий отметил, что страны Вишеградской группы представили на встрече с фон дер Ляйен единую точку зрения. Сохраняя политкорректность, он добавил, что новый документ объемом 450 страниц требует дополнительного изучения и дискуссии о нем могут быть продолжены, но у восточноевропейских государств “есть свои принципы”, которых они намерены придерживаться.

Иными словами, Вишеградская четверка готова вести переговоры с Брюсселем только на своих условиях. Во всяком случае, пока.

“Нелиберальная демократия”

О принципах, которыми не хочется поступаться, рассуждал недавно и Виктор Орбан. В программной статье, опубликованной в газете Magyar Nemzet, он обвинил западных соседей и руководство ЕС в “моральном диктате” и попытках навязать другим странам свои либеральные ценности и свой образ жизни. Однако, считает венгерский премьер, “Запад потерял привлекательность в глазах Центральной Европы”, которая, в частности, хотела бы сохранить свои культурные, семейные и религиозные традиции.

“Неудивительно, что центральноевропейские страны выбрали будущее, свободное от иммиграции и миграции”, – написал Орбан, которому приходится выслушивать обвинения в авторитарных замашках и национализме как от политической оппозиции у себя дома, так и от депутатов Европарламента.

Реакция венгерского премьера на такие нападки иногда бывает достаточно жесткой. Не далее как во вторник агентству Reuters стало известно, что он письменно обратился к фон дер Ляйен с призывом отправить в отставку ее заместителя чешку Веру Юрову, допустившую “оскорбительные высказывания” в адрес Венгрии. В конце минувшей недели Юрова в интервью германскому изданию Der Spiegel заявила: “Г-н Орбан любит говорить, что он строит нелиберальную демократию. Я бы сказала, что он строит больную демократию”.

Главный тезис последней статьи Орбана действительно заключается в том, что “демократия может быть нелиберальной”, то есть консервативной, а это уже свидетельство более широких идеологических разногласий с лидерами ведущих европейских стран и руководством ЕС.

Кстати, в отличие от них Орбан выступил в поддержку на предстоящих выборах в США нынешнего президента-республиканца Дональда Трампа (шаг для иностранного руководителя по меньшей мере необычный). “Мы болеем за победу Дональда Трампа, потому что хорошо знакомы с внешней политикой правительств американских демократов, основанной на моральном империализме”, – заявил он со страниц Magyar Nemzet.

Консенсус или большинство?

Новую иммиграционную стратегию предстоит обсуждать в то самое время, когда некоторые политики предлагают Евросоюзу отказаться от принципа консенсуса при принятии внешнеполитических решений. По их мнению, для этого должно быть достаточно квалифицированного большинства. Как заявлял верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель, “лучше одобрить сильную и субстантивную позицию большинством голосов, чем единогласно поддержать слабую и малосущественную”.

Лиссабонский договор, вступивший в силу в 2009 году, закрепил в Евросоюзе по сути гибридную систему принятия решений, основанную одновременно на суверенитете отдельных государств и полномочиях центральных органов в Брюсселе. В тех областях, где общеевропейское руководство может действовать самостоятельно, например при регулировании рынков, ЕС предстает “сильным глобальным игроком”, считает ведущий сотрудник Центра за американской прогресс Макс Бергманн, работавший ранее в Госдепартаменте США. Там же, где решения принимаются консенсусом, как в сфере внешней политики, Евросоюз постоянно спотыкается.

“Если ЕС почувствует, что гибридная система не позволяет ему иметь более сильную и цельную внешнюю политику, то его лидеры, в особенности Франция и Германия, начнут призывать к реформе так громко, как никогда раньше”, – написал Бергманн в журнале Foreign Policy.

Возможно, это произойдет, если не удастся найти компромисс по “Новому пакту по миграции и предоставлению убежища”, который, по замыслам Еврокомиссии, мог бы вступить в силу с 2023 года. Его еще должен одобрить Европарламент, но главное – требуется достичь согласия между всеми 27 членами ЕС. В объединении сейчас председательствует Германия, и министр внутренних дел этой страны Хорст Зеехофер выразил надежду, что это удастся сделать до конца декабря. Во всяком случае, Берлин ставит перед собой такую цель.

https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/9578073

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here