Луиджи Ди Майо: Рим всегда стремился быть мостом между Россией и Западом

0
1096
Луиджи Ди Майо

18 февраля в Риме состоится заседание в формате “2+2” министров иностранных дел и обороны России и Италии. Накануне новой встречи с российским коллегой глава МИД Италии Луиджи Ди Майо рассказал в интервью ТАСС о видении основных международных проблем и перспективах развития отношений с РФ.

Во вторник в Риме после длительного перерыва состоится очередная встреча министров иностранных дел и обороны Италии и РФ в формате “2+2”. Россия и Италия всегда были стратегическими партнерами и разделяли взаимные интересы. Какие вы видите приоритеты в двусторонних отношениях в нынешний период, отмеченный определенными сложностями между Россией и Европой?

— Отношения между Россией и Италией исторически опираются на дружбу между нашими народами, которая выходит за политические рамки. Именно по этой причине Италия продолжает способствовать диалогу с Россией. И этот диалог затрагивает целый ряд разных сфер — от экономики и торговли до таких тем, как борьба с терроризмом и урегулирование в кризисных зонах. Но в то же время мы не можем не соблюдать международное право, не опираться на основополагающие ценности евроатлантического альянса.

Отталкиваясь от этих ориентиров, Италия всегда стремилась играть роль моста между Россией и Западом, чтобы предотвратить ухудшение отношений и способствовать обретению общих основ для сотрудничества. Заседание “2+2” между главами МИД и министрами обороны следует за моей встречей с министром промышленности и торговли Денисом Мантуровым, состоявшейся 14 февраля. Это является свидетельством заинтересованности наших стран продолжать полноценное сотрудничество в политическом и экономическом планах, а также по линии гражданских обществ.

Вы представляете партию (“Движение “5 звезд”), которая всегда выступала за отмену антироссийских санкций. Видите ли вы возможности для изменения отношений между Россией и ЕС при новом составе Еврокомиссии?

— Санкции были введены по решению правительств стран — членов ЕС после начала украинского кризиса, а не Еврокомиссией. Не секрет, что мы считаем, что такая мера должна иметь определенную цель и отвечать стратегическим задачам, и мы имеем основания для обеспокоенности тем, как санкции отражаются на наших национальных экономических интересах. Тем не менее Италия остается верной политическому соглашению, которое увязывает отмену санкций с выполнением минских соглашений, не забывая при этом, что эти соглашения должны быть выполнены обеими сторонами. Учитывая сказанное, мы выступаем за стратегическую проработку укрепления сотрудничества с Москвой по вопросам, представляющим интерес для Европы, в соответствии с принципом “избирательного подхода”.

Годами одной из самых серьезных проблем Италии считалась миграция. В прошлом году удалось пресечь поток прибывающих по морю, неправительственные организации практически прекратили свою деятельность по спасению мигрантов в Сицилийском проливе. Сейчас снова поступает информация о высадке мигрантов в итальянских портах. Раньше Рим выражал неудовлетворенность уровнем европейской координации в области приема мигрантов. Сейчас система распределения, на которой настаивала Италии, действует должным образом?

— В 2019 году утвердилась тенденция на снижение миграционного потока, которая наметилась уже во второй половине 2017 года. В то же время нельзя говорить об этом вопросе как о разрешенной проблеме, миграционный кризис останется актуальным для Европы и Италии как страны, расположенной на европейских рубежах. Причиной тому служит и целый ряд кризисов в непосредственной близости от ЕС, начиная с ливийского, а также структурные факторы (демографические, климатические, экономические), которые необходимо будет учитывать в средней и долгосрочной перспективе.

По этой причине Италия выступает за комплексный подход к миграционной проблеме, который необходимо воплощать совместно с нашими европейскими партнерами. Наш подход основывается на трех основных пунктах. Первый — предотвращение нелегальных потоков, что достигается благодаря взаимодействию со странами, откуда прибывают мигранты, а также со странами их транзита, требует устранения глубинных причин миграции и противодействия сетям незаконных перевозчиков, а также замену нелегальных каналов на легальные и безопасные. Второй — патрулирование общих внешних границ — в Испании, Греции, Болгарии. Третий — создание общей системы распределения мигрантов, которые уже находятся на европейской территории.

В этой связи декларация, принятая в Валлетте в сентябре 2019 года, стала первым важным шагом и позволила перевести из Италии в другие государства ЕС почти 700 мигрантов, доставленных на Апеннины после оказания помощи в Средиземноморье. Теперь необходимо закрепить этот механизм, реформировав европейские нормы, регулирующие вопросы предоставления убежища, заменив Дублинские соглашения и создав новую европейскую систему предупреждения, которая бы позволяла быстро и эффективно реагировать на новые миграционные кризисы. И над этим Италия активно работает.

Один из важнейших для итальянской внешней политики вопросов — это ливийское урегулирование, и дело не только в проблеме мигрантов. Какое, как вам кажется, самое серьезное препятствие для процесса примирения и как вы оцениваете действия разных стран в регионе?

— Италия в полной мере поддерживает решения Берлинской конференции и процесс, который последовал за ней. Я только что вновь побывал в Триполи и Бенгази, где встречался с (главой Правительства национального согласия — ПНС Фаизом) Сараджем, (главой МВД ПНС) Фатхи Али Башагой и (командующим Ливийской национальной армией фельдмаршалом Халифой) Хафтаром. И каждому из своих собеседников я повторил, что Италия не приемлет никакого внешнего вмешательства, и призвал к тому, чтобы каждая из сторон внесла вклад в достижение полного прекращения огня.

Народ в Ливии ждет ответов, и этот ответ не может ни в каком виде быть военным. Неприемлемы оружие и бомбардировки

Единственно возможные инструменты достижения мира — это диалог и дипломатия. С этим посылом я выступил на Мюнхенской конференции, и это я скажу на встрече с министром Лавровым на заседании “2+2” с участием министра обороны Италии Лоренцо Гуэрини. Москва — незаменимый участник процесса урегулирования этого кризиса, в том числе будучи постоянным членом Совета безопасности ООН, и, я надеюсь, будет способствовать мирному процессу. Наш диалог продолжится и в рамках трехсторонней технической группы Италии, России и Турции.

Италию всегда связывали крепкие отношения с США, основанные в том числе на трансатлантической солидарности. Как удается выстраивать плодотворное сотрудничество с Китаем, не входя в конфликт интересов с союзниками?

— Как раз именно отличные отношения Италии и США на всех уровнях и направлениях, наша приверженность Североатлантическому альянсу позволяют нам выстраивать плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество с другими основными мировыми державами. И в плане двустороннего взаимодействия, и в более широком контексте евро-китайского партнерства, Китай является для нас одним из важнейших экономических и торговых партнеров. И хотя мы признаем ряд “структурных” расхождений, мы намерены продолжать выстраивать наши отношения, которые опираются на высшие стандарты и международные принципы, среди которых назову такие, как взаимное доверие, прозрачность, устойчивое развитие, общность и равенство условий для экономик при соблюдении национальных интересов.

Наша внешняя политика всегда отличалась стремлением к диалогу и обменам при полном соблюдении существующего международного порядка, в центре которого стоит ООН на защите свободной рыночной системы, основанной на закрепленных ВТО принципах. Поэтому мы приветствуем достижение торговой сделки “первого этапа” в торговых переговорах США и Китая, что позволит не допустить опасного роста напряженности из-за пошлинных и торговых войн и будет способствовать мировой стабильности.

Китай сейчас пытается справиться с новым коронавирусом, распространение которого уже привело к экономическим потерям из-за приостановки производств. Совсем недавно Италия открыла год культурных обменов с Китаем. Какие последствия эта чрезвычайная ситуация может иметь для экономики Италии, и в первую очередь для туризма?

— Распространение нового коронавируса нанесло серьезный удар не только по китайской экономике, но и оказывает заметное влияние на всю мировую экономику, не только итальянскую. Пока рано оценивать его окончательные масштабы. Никто пока не может прогнозировать, насколько сократятся потоки китайских туристов в ближайшие месяцы, но наше правительство и МИД уже начали принимать меры, чтобы смягчить негативные последствия. Так, €300 млн поступят по решению правительства и МИД в Итальянское агентство по торговле и инвестициям (ICE), которые предназначаются для поддержки наших компаний и расширения их присутствия на так называемых зрелых рынках. Убежден, что помимо мер, которые уже принимаются и еще будут приниматься, необходимо выразить солидарность китайскому народу, затронутому этой эпидемией.

В сентябре прошлого года президент РФ Владимир Путин направил всем европейским лидерам, а также руководству ЕС и НАТО свое предложение о введении моратория на развертывание в Европе ракет средней и меньшей дальности после прекращения действия Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) между РФ и США. Какова позиция Рима по этому вопросу? Вы бы поддержали это предложение в случае начала дискуссии на европейском уровне?

— Мы считаем РФ важнейшей страной для поддержания стратегического равновесия, и в целом Италия поддерживает любой механизм по контролю над вооружениями и любые прозрачные меры, которые с этим связаны. Кризис ДРСМД ставит под угрозу международный режим по контролю над вооружениями, который НАТО защищает и по возможности укрепляет.

Мы считаем необходимым поддерживать содержательный диалог с Москвой по темам обеспечения безопасности и стабильности, начиная с пространства европейского континента

Необходимо избежать новой гонки вооружений, и мы достаточно обеспокоены развертыванием ракетных систем средней и меньшей дальности в Европе. Если в письме президента Путина предлагается дискуссия по этим темам, полагаю, что Европе не следует уклоняться от такого диалога.

Полный текст интервью:

https://tass.ru/interviews/7776203

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here