Котировки золота и серебра установили очередные максимумы
Золото на мировых биржах на минувшей неделе пробило очередную психологически важную отметку — $3500 за тройскую унцию. Драгоценный металл не знает потолка, а крупнейшие банки допускают, что цена может перевалить и за $5000. Параллельно разогнались цены на серебро, которое добралось до $40 за унцию впервые за 14 лет. Почему металлы дорожают, будут ли они и дальше побивать рекорды и при чем здесь обвал котировок государственного долга США и Европы — в материале «Известий».
В два раза за три года
Цена на золото на мировых рынках достигла $3576 за унцию, установив новый рекорд. Таким образом, отметка в $3500, которая еще недавно представлялась многим аналитикам вероятным максимумом, осталась далеко позади. Главной причиной очередного всплеска стали спекуляции на тему снижения ставок Федеральной резервной системы США на следующем заседании. Ключевой отчет по рынку труда США, который вышел в прошлую пятницу, показал признаки спада, что подстегивает ФРС к действию.
В целом золото в 2025 году является одним из самых доходных сырьевых товаров. С начала года драгоценный металл подорожал более чем на 35%. При этом его стоимость и так была рекордной по историческим меркам. Практически любое другое сырье в этом году либо показывало стагнацию (как нефть), либо демонстрировало умеренный рост, вроде меди.
Золото резко выделяется на общем фоне — во многом потому, что это не типичный сырьевой товар. При этом в долгосрочном измерении золото переживает «бычий» рынок длиной уже в пару десятилетий: 20 лет назад его котировки составляли около $500 за унцию. За последние три года стоимость драгметалла удвоилась. Лучшие результаты на соответствующих отрезках демонстрировали разве что бумаги технологических компаний.
И это еще не конец. По мнению аналитиков Goldman Sachs, золото может вырасти почти до $5000 за унцию, если независимость ФРС США будет подорвана, а инвесторы переведут хотя бы небольшую часть своих активов из американских казначейских облигаций в драгметалл. Аналитики считают, что этот сценарий приведет к более высокой инфляции, снижению цен на акции и долгосрочные облигации, а также к подрыву статуса доллара как резервной валюты. Золото же, считают в банке, является средством сбережения стоимости, которое не зависит от институционального доверия.
Банк изложил ряд возможных сценариев для металла: базовый прогноз роста до $4000 за унцию к середине 2026 года; так называемый сценарий «риска хвостового распределения» (маловероятный, но с большими последствиями) в $4500; и оценка почти в $5000, если всего 1% находящегося в частных руках рынка казначейских облигаций США перетечет в золото.
Прогноз радикальный, но развитие событий в последнее время не оставляет сомнений в его легитимности. Пять лет назад мало кто мог поставить на то, что золото утроится в цене. Сегодня это уже не удивляет: геополитические риски стремительно растут, что заставляет центробанки агрессивнее вкладываться в нейтральный актив. На протяжении многих лет ЦБ являются чистыми покупателями металла, хотя в прошлом ситуация чаще была обратная. Кроме того, инвесторов сильно беспокоит инфляция, а золото является универсальным активом, от этого явления защищающим.
С высокой вероятностью золото в ближайшей перспективе или будет расти, или удержит высокие позиции. Даже если ФРС не будет снижать ставку, то случиться это может только по одной причине: инфляция в Америке снова усилится (вполне вероятный сценарий). Но ускорение инфляции опять-таки влечет за собой рост котировок золота.
Нелюбимый младший брат
И без того впечатляющие показатели золота в 2025 году превзошел еще один металл — серебро. Оно выросло примерно на 43%, а 1 сентября его цена впервые с 2011 года превысила $40 за унцию. Серебро, помимо своих сберегательных достоинств, ценится за промышленное применение, том числе и в технологиях, включая солнечные панели.
На этом фоне рынок движется к пятому году подряд с дефицитом. Инвесторы активно вкладывались в биржевые фонды (ETF), обеспеченные серебром, причем объем активов в августе рос седьмой месяц подряд. Всего за последние полгода фонды выкупили около 100 млн унций серебра. Это истощило запасы доступного металла в Лондоне, что привело к сохраняющейся напряженности на рынке.
Серебро долгое время считалось «младшим» и «нелюбимым» братом золота, если брать интерес к нему как финансовому активу. В XX веке считалось нормальным соотношение по цене в 40–50:1 в пользу золота, в XXI веке ситуация для серебра резко ухудшилась, и сейчас пропорция колеблется в диапазоне 80–100:1. Если золото по сравнению с уровнем начала прошлого десятилетия подорожало в несколько раз, то серебро всё еще находится на тех же самых отметках. А с учетом инфляции данный металл стал значительно дешевле.
Основная проблема серебра в том, что в отличие от золота, оно непопулярно у центробанков. Это понятно: хранить столько в физических объемах не слишком удобно, золото компактнее и проще в обращении. Однако серебро ценнее с точки зрения промышленного спроса. И хотя у золота есть преимущества помимо средства хранения и ювелирки, использование серебра всё же намного шире.
В последнее время серебро набирает ход даже относительно очень дорого золота и во многом из-за него. Инвесторы считают, что золото стало слишком дорогим, они ищут альтернативы и выбирают серебро. В случае усиления сегодняшних негативных трендов на рынках популярность этого металла также будет стабильно увеличиваться.
Золото вместо долга
Есть и другая, даже более интересная взаимозависимость. Рост золота и серебра совпадает с небывалым падением котировок и ростом доходности долгосрочных облигаций США, ЕС и ряда других стран мира. В норме в прошлом при ухудшении экономической ситуации происходило обратное: наиболее надежный госдолг (американский и, скажем, французский или немецкий относились к этой категории) снижался в доходности. Это происходило потому, что ЦБ в таких обстоятельствах снижали ставки и, значит, облигации становились выгоднее банковских депозитов.
Но сейчас ситуация иная. Крупнейшие экономики пережили несколько шоков. Во-первых, финансовый кризис 2008 года. Во-вторых, пандемию коронавируса. В обоих случаях государствам пришлось занимать огромные деньги, наращивая государственный долг. А затем случился всплеск инфляции, который вынудил ЦБ ограничивать свои программы скупки гособлигаций и, наоборот, продавать их. Предложение (как продажа ЦБ, так и необходимость государств заимствовать всё больше, чтобы погасить уже накопившиеся проценты) очень скоро превысило спрос, в результате чего доходности поползли вверх — пока по «длинным», более рисковым облигациям. При этом нет никаких сомнений, что в дальнейшем этот снежный ком будет только расти.
В этой ситуации инвесторы начинают задумываться о перспективе своих вложений в бонды. Не случится ли дефолта? Даже если в случае с США это вряд ли реально, вполне вероятен вариант монетизации долга через инфляцию. То есть бонды даже самых надежных стран не выглядят достаточно надежными. Инвесторам ничего не остается, как искать альтернативы. И самыми очевидными становятся драгоценные металлы — особенно золото, которое в какой-то мере остается валютой. Чем больше будут нарастать неурядицы на долговом рынке, тем сильнее будут «светить» золото и серебро.
И если выход 1% инвесторов из американских облигаций способен, как утверждают экономисты, поднять курс золота до $5000 за унцию, его цену в случае, если от государственных обязательств будут избавляться более массово, сложно представить.