“Джоконда” снова на первых полосах французских газет. Новостей сразу несколько, и одна другой сенсационнее: от ссылки Моны Лизы в подвал Лувра до попыток вернуть шедевр Леонардо туда, где он и был написан, в Италию, сообщает “РГ”.
Сначала в печати появились результаты опроса посетителей Лувра, которые неожиданно для музейщиков назвали “Джоконду” “самым разочаровывающим произведением искусства”. Эта новость напугала руководство Лувра, который с 1797 года зарабатывает на улыбке Моны Лизы баснословную прибыль. В год музей посещают от восьми до десяти миллионов зрителей, 80% из них идут к картине Леонардо. А в этом году туристов будет еще больше – Франция принимает Олимпийские Игры, причем их официальное открытие пройдет буквально под окнами знаменитого музея. Здесь уже подсчитывали ожидаемую прибыль, а тут вдруг – “разочарование”.
Плохую для Лувра новость журналисты поспешили скрасить еще в более пасмурные тона, они напомнили, что увидеть “Джоконду” не так-то просто, сначала нужно выстоять огромную очередь – примерно 20 тысяч в день, а когда вы, наконец, приблизитесь к полотну, у вас будет ровно 50 секунд, чтобы улыбнуться Моне Лизе в ответ. Таковы строгие правила посещения самого большого, 711-го, зала Лувра, или Зала законодательного собрания. И эти правила вполне могут повлиять на предпочтения “олимпийских” туристов, в Париже есть, куда еще сходить.
Руководство Лувра тут же постаралось подсластить пилюлю и объявило о странном решении – срочно “сослать” Джоконду в подвал. Официальной причиной перемещения шедевра в отдельный зал французские власти сначала называли некую реконструкцию, потом уточнили, что речь идет только об изменении правил посещения “Джоконды”. “Всегда обидно, когда условия приема [посетителей] не на высоте, и это касается “Моны Лизы”. Сегодня поиск оптимального решения мне кажется необходимостью”, – попытался объясниться с публикой президент и генеральный директор музея Лоранс де Кар.
Однако публика кинулась задавать все новые вопросы – почему туристов услышали только сейчас? Точно ли новое помещение позволит наслаждаться легендарным полотном, и не скажется ли “переезд под землю” на сохранности шедевра, которому уже более 600 лет?
Пока музейщики пытались успокоить обеспокоенную культурную общественность Пятой республики, газета “Фигаро” выпустила очередной эпизод из сериала “Страсти вокруг “Джоконды” – ассоциация “International Restitutions” требует реституции Моны Лизы. То есть, возвращения ее в Италию.
Напомним, попав в немилость Медичи, Леонардо да Винчи зимой 1516 года оказался под защитой Франциска I. Художник предложил королю свои работы, в том числе “Мону Лизу”, монарх за них выплатил щедрую пенсию.
Организация, о существовании которой еще недавно никто не подозревал, призвала отменить решение короля Франциска I “присвоить” произведение Леонардо. Ассоциация уже обратилась в Государственный Совет Франции, где вынуждены всерьез рассмотреть этот запрос.
Есть ли у дела перспектива? Юристы говорят: нет. Но “International Restitutions” решила создать прецедент, и поэтому никто не знает, чем все обернется.
Неприятности у “Джоконды”, напомним, начались в январе этого года, тогда экоактивисты облили стенд с картиной супом. Плохая, как оказалось, примета.