Драги и враги: ЕС подсчитывает экономические потери от возвращения Трампа

0
16


Новая администрация США обещает Европе торговую войну

Европейские эксперты и СМИ активно обсуждают вероятную экономическую политику следующего президента США. Опасения связаны с обещанным Трампом курсом жесткого протекционизма, который, как считают аналитики, может подорвать и без того находящуюся в стагнации Европу. Какими будут последствия и существует ли выход для экономики Старого Света в материале «Известий».

Планы оптимизации

Приоритетная мера, о которой Трамп неоднократно заявлял, заключается в ограничении импорта. Президент-элект намеревается ввести как минимум 10-процентные пошлины на товары из Европы. На протяжении последних трех лет дефицит торгового баланса США с Европейским союзом превышает $200 млрд. В контексте гарантий безопасности, которые Вашингтон фактически предоставляет своим союзникам на континенте, это обстоятельство кажется трампистам тем более несправедливым. Некоторые среди них считают, что 10% — слишком мало и размер необходимо удвоить. Об этом заявляли и будущий госсекретарь Марк Рубио, и советник по нацбезопасности Трампа Майкл Уолтц, и торговый представитель США (фактический аналог министра торговли) в предыдущей и, видимо, следующей администрации Трампа Роберт Лайтхайзер. Протекционистские меры, как полагают они, позволят обеспечить обещанное американцам снижение налогов.

Следует отметить, что Европа в этой стратегии не является основным объектом атаки. Главная заявленная цель — снижение объемов импорта из КНР. Сейчас китайская доля составляет 14%, к 2030 году ее намерены свести к 1%. Однако и это обстоятельство имеет для европейцев негативный оттенок. Китайские производители будут искать новые рынки, а значит, усиливать конкуренцию с ними.

Скептики также вспоминают и о том, что последний раз столь серьезные ограничения импорта США вводили в конце 20-х — начале 30-х годов прошлого века. Вкупе с аналогичными мерами европейских стран они привели к падению промышленного производства и послужили одной из причин начала Великой депрессии.

Есть и еще один вопрос, пока остающийся без ответа. Необходимость гасить государственный долг (выплаты по нему выросли сразу на 120%, или $1,05 трлн в год) требует снижения ключевой ставки. Вместе с резким увеличением пошлин это может привести к неконтролируемому росту инфляции.

Вместе с тем какой бы вариант ни был выбран в итоге, он повлечет практически неизбежные последствия для Европы. По выражению главного экономиста крупнейшей в Нидерландах банковcкой группы ING, это будет для Старого Света «худший экономический кошмар».

Введение пошлин еще больше ускорит продолжающийся процесс оттока капитала в США. Европейские компании уже активно выводят производства за рубеж. Переезд в Штаты в этом смысле выглядит вполне пригодным вариантом — дешевые энергоносители, меньше бюрократии, а также субсидии и разнообразные преференции от федерального правительства и отдельных штатов.

Что делать

Основы европейского ответа на изменяющуюся реальность были описаны в докладе итальянского экономиста, бывшего председателя ЕЦБ Марио Драги. Он признает отсутствие в долгосрочной перспективе дешевой энергии из России, призывает экономить и оптимизировать и модернизировать производство. Всё это, правда, возможно при привлечении дополнительных €800 млрд инвестиций каждый год. Даже безотносительно к практической возможности достичь подобных показателей Брюссель упустил слишком много времени, подчеркивает заведующая сектором международных валютно-финансовых отношений ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Елена Сидорова.

— Цифры не вполне реальные, да и не в цифрах дело. Еще десять лет назад, когда был обнародован «план Юнкера» с €300 млрд за три года для европейской промышленности, уже говорили о хронической нехватке инвестиций. Проблемы с конкурентоспособностью не решены, и сегодня в ЕС уже напрямую говорят о списке потерянных отраслей, где лидерство утрачено и вряд ли вернется (десять лет назад такого не было). В результате сегодня цифра выросла до упомянутых €800 млрд, список проблем расширился, и есть ощущение, что в том «идеальном шторме», в который попала европейская конкурентоспособность, даже этих инвестиций может не хватить. Впрочем, сомневаюсь, что эти деньги найдутся в полном объеме, — заключает эксперт.

Вопрос с энергоносителями Брюссель намеревается решить, в частности, посредством поставок американского СПГ взамен закупаемого в России. Заодно ЕС надеется таким образом смягчить жесткую позицию Трампа. Эксперты указывают, что в этих планах куда больше политики, чем рационального экономического расчета. Затраты на ископаемое топливо (причем добытое отнюдь не самым экологичным способом) вырастут, но, как надеется Брюссель, эта сделка может стать частью большой и взаимовыгодной договоренности. Проблема заключается в том, что Трамп совершенно не заинтересован искать компромиссы. Цель президента США в масштабной оптимизации расходов. Если это произойдет за счет конкурентов (которые, по мнению Трампа, и так Америке должны), тем лучше.

Как по этому поводу сказал президент Немецкой ассоциации автомобильной промышленности Хильдегард Мюллер, «многие в Европе еще не до конца понимают, что значит рассматривать геополитику и экономическую политику вместе».

Как отмечает научный сотрудник ИМИ МГИМО Артем Соколов, в Берлине, по всей видимости, нет четкого плана взаимодействия с новыми хозяевами Белого дома.

— В любом случае опыт первого президентства Трампа с его стремлением «заставить Германию платить» не может не вызывать у немецких политиков опасений о введении второй администрацией Трампа протекционистских мер в отношении продукции из ЕС. Нет признаков того, что в преддверии американских президентских выборов этого года истеблишмент ФРГ в полной мере учел ошибки своих подходов 2016 года, когда сделал ставку на победу кандидата от демократов и значительно усложнил для себя перспективы нормальной коммуникации с американским партнером, — указывает собеседник «Известий».

Новые старые идеи

По описанным выше причинам европейские политики вновь вернулись к теме европейского суверенитета. Как и всегда, впереди всех выступил Эммануэль Макрон, призвавший перестать быть «травоядными». «Это не должен быть ни наивный трансатлантизм, ни сомнение в наших союзах, ни узкий национализм, который не позволит нам принять этот вызов перед лицом Китая и США. Так что для нас, европейцев, это решающий момент в истории. По сути, перед нами стоит вопрос: хотим ли мы читать историю, написанную другими?» — вопрошал французский президент на саммите в Будапеште.

Как отмечает заведующий сектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО им. Е.М. Примакова Павел Тимофеев, на сей раз к определенной независимости Европу могут подтолкнуть действия заокеанских союзников.

— План «суверенной Европы» — это не столько конкретный проект, сколько общая идея, которая живет еще со времен де Голля. Макрон с этой идеей постоянно выступает с 2017 года. Другое дело, что детали он корректирует в зависимости от обстановки. Если коротко, то план предполагает прежде всего существенную автономию ЕС в энергетических и военно-промышленных делах. И здесь Трамп в принципе косвенно работает на утверждение этой промышленной независимости ЕС. Но за это Евросоюзу придется раскошелиться. Готов ли ЕС платить за независимость своего военно-промышленного комплекса? Это вопрос, на который единого ответа нет, — отмечает Тимофеев.

Ставка на стимулирование ВПК может решить две важные задачи. Во-первых, нагружаются заказами сразу несколько отраслей. Как заявил глава концерна Rheinmetall Армин Паппергер, на фоне победы Трампа на выборах европейская оборонная индустрия «испытает на себе давление», но это давление поможет немецким концернам «получить доступ к бюджету». Во-вторых, ускоряется модернизация вооруженных сил и восполняются оскудевшие за последние два с половиной года резервы. В-третьих, это еще один пас американским союзникам.

Для реализации этого проекта в европейских столицах должны дать ответ на один оставшийся вопрос: где взять на это деньги?

Внутренний конфликт

Перспектива торговой войны на три фронта прельщает в Европе не всех, и отдельные правительства предпринимают усилия для сепаратных переговоров. Примером такого поведения может послужить Италия, предпринимающая усилия для сохранения устойчивых торговых отношений с КНР.

Более того, в контексте негативных тенденций всё очевиднее становятся политические разногласия внутри Евросоюза. Для проведения описанных в докладе Драги реформ Брюссель вновь требует расширения полномочий. Но если в экономической консолидации заинтересованы почти все, то передача евробюрократии еще больше политических полномочий является объектом острых дискуссий, признает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Дарья Моисеева.

— В докладе Драги осуждается протекционизм и нарушение принципов глобальной торговли. Это означает стремление к экономической независимости и одновременно защиту своих рынков. То есть необходима консолидация в общей экономической и внешней политике. Но если по первому пункту компромисс возможен и вероятен, потому что это защита общего рынка и общей валюты, то по второму всё будет намного сложнее.

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here