Джульетто Кьеза: В Европе происходит политическая революция
Джульетто Кьеза – итальянский журналист, писатель и известный общественный деятель, бывший депутат Европарламента. Кьеза известен своими критическими высказываниями по поводу антироссийской политики и пропаганды в Европе. В своём выступлении на X Ассамблее Русского мира в Москве он поделился своей точкой зрения на причины царящей в европейском истеблишменте русофобии.
В Европе происходит политическая революция. Если смотреть на результаты выборов последних трёх лет, по существу, все ведущие политические партии исчезли или потерпели очень серьёзные поражения. И в Греции, и во Франции, и в Италии, и в Испании, и в Португалии, и в Германии.
Политический ландшафт Европы меняется, потому что сломан пакт, который существовал между элитами Европы и народом в течение последних двадцати-тридцати лет. Элиты говорили: «Голосуйте за нас, мы вам дадим хороший уровень жизни». Welfare.
Да, в Европе жили очень хорошо, и средний класс был очень хорошо обеспечен. Но что происходит сейчас? Этот пакт более нежизнеспособен, потому что рост экономики прекратился, и элиты уже не могут раздавать прежние обещания. Люди, видя это, ищут другие партии. Других партий ещё нет, они только формируются, но уже сейчас очевидно, что старые партии вернуться к власти не смогут.
В Италии происходит то же самое. У нас движение «5 звёзд» (протестное движение, требующее демократизации и большей прозрачности политического процесса в стране. – Ред.) получило одним махом два года назад 25 % голосов в Парламенте. Его вообще не существовало раньше, и вдруг – 25 %! Очевидно, что эти 160 депутатов и сенаторов, которые избираются в Парламент, по существу, не играют никакой роли и не знают, как руководить государством.
Я был членом Европарламента несколько лет назад. Там существовала группа, по-моему, около ста депутатов, которые постоянно работали на то, чтобы максимально накалить отношения с Россией. Сто депутатов – это большое лобби, и они работали только на это. Я имею в виду депутатов трех Прибалтийских республик, евродепутатов от Польши, от Великобритании.
Почему же усиливается эта ярость в отношении России? Должна же быть какая-то причина. Ведь даже во время холодной войны не было такой русофобии, такой истерики.
Это происходит потому, что они потеряли монополию. Долгое время Запад имел полную монополию в контроле не только над информацией. Это не только информация в узком смысле слова. Это монополия на образ жизни, на то, как люди чувствуют себя в обществе.
Мы все – Запад – были американизированы очень давно. Сейчас – уже нет. В этом смысле глобализация, которая происходила в последние 25–30 лет, подошла к концу. В Америке недавно провели опрос, из которого явствует, что семьдесят процентов американского населения уже не доверяют своим собственным средствам массовой информации. Семьдесят процентов – это значит, что подавляющее большинство американского народа, который уже по существу глобализован, тем не менее, он не доверяет своим собственным СМИ. По-моему, это очень показательный пример.
А есть – Русский мир. Что это означает «русский мир»? И почему я считаю, что на сегодняшний день он имеет особую важность?
Русский мир – это сохранение ценностей. Я думаю, что это пример работы – несознательной, медленной, но работы. Россия сегодня выступает как центр сохранения памяти, сохранения обычаев, сохранения старой, но очень важной связи между старыми и новыми поколениями. И – я не хочу хвалить вашего президента, но в какой-то мере Владимир Владимирович – вот эта фигура! Человек, который может быть одновременно прогрессивным и консервативным. Это, в частности, объясняет рост популярности Путина на Западе, в Европе, особенно в Италии.
В качестве примера: я брал его речи на Валдае, на Валдайском форуме, и публиковал с переводом на моём канале. К моему удивлению, в течение двух дней их просмотрели двести тысяч человек, которые не имели абсолютно никакой информации со стороны мейнстримовых средств массовой информации. Никакой – ни слова ни в одной газете в Италии (то же самое и в других странах Европы), ни один канал телевидения ничего об этом не сказал. А я публикую речи Путина в Интернете и получаю двести тысяч просмотров.
Я считаю, что Запад нервничает, потому что его так называемая революция, глобализация уже не может распространяться дальше. И потому что он потерял свою монополию.
Мы практически потеряли наше прошлое в нашем настоящем. И новое поколение не имеет никакой надежды на будущее. Не где-то в отдельно взятой стране, а по всей Европе. Новое поколение знает, что оно будет жить хуже, чем предыдущее, – это случилось впервые в моей жизни.
Вся конструкция глобализации умирает. Нет, она не умрёт в один день, но всё же мы находимся на повороте истории, и, я считаю, на повороте истории человечества.
(Из выступления на X Ассамблее Русского мира (Москва, 3 ноября 2016 г.))