Изменения климата заставили западные страны поставить перед собой цель перейти на возобновляемые источники энергии. Но их доля в общей выработке остается невысокой, а украинский кризис и санкции против России вынудили ЕС продлить жизнь атомным электростанциям и возродить угольные. Почему зеленые инициативы потерпели крах и возможно ли возвращение к ним в будущем — в материале «Известий»
Возвращение к добыче углеводородов
- После вступления в должность президент США Дональд Трамп подписал указ о выходе страны из Парижского соглашения по климату и заявил о намерении продолжить разработку новых месторождений нефти и газа. Крупные нефтегазовые корпорации, такие как транснациональная BP и британская Shell, еще в прошлом году заявили о планах по продаже активов, связанных с возобновляемыми источниками энергии, и сокращении инвестиций в это направление. Компания BP отказалась от цели сократить добычу нефти и газа на 25% в период с 2019 по 2030 год, из-за того что прибыль от зеленых проектов сократилась, а от углеводородов — выросла.
- Расчет на то, что кризис на Украине и последовавшие санкции против России подтолкнут развитие альтернативных источников энергии, не оправдался: из-за нарушений в цепочке поставок оборудования и роста стоимости электроэнергии привлекательность зеленых инвестиций упала, и компании начали терпеть убытки. Последовавший экономический кризис в странах Европы привел к инициативе Еврокомиссии по сокращению ограничений по «Зеленой сделке», отмене запрета на двигатели внутреннего сгорания и прекращению предпочтения возобновляемых источников энергии ядерной генерации.
- Из-за того что возобновляемые источники энергии зависят от погоды, провоцируют скачки цен и нехватку мощности в сети, уже в 2022 году Нидерланды и Бельгия пересмотрели свои решения по отказу от ядерной энергетики. Швеция сохранила действующие АЭС и пообещала построить новые, Испания заявила о планах по реконструкции старых АЭС, а Польша, не имеющая атомных станций и на 60% зависящая от угольной генерации, планирует запустить ядерный реактор в 2033 году. Похожие планы вынашивает и безъядерная Италия.
Ветряки и солнечные панели не окупились
- Эффективность ветроэнергетики достигает 35%, солнечных панелей — 17–20%. Они значительно проигрывают в производительности атомным и газовым электростанциям, чья эффективность составляет 93% и 64% соответственно. К тому же производительность солнечных батарей и ветрогенераторов зависит от места размещения и качества обслуживания и гарантированно снижается уже через 5–10 лет.
- Несмотря на крупные субсидии, выделяемые на Западе, заменить уголь, газ и атомную энергетику альтернативными способам генерации не удалось, поскольку они по-прежнему обходятся значительно дороже и не являются надежными. При сопоставимых объемах выработки, электростанции, работающие на газе, занимают в 10 раз меньше места, чем «солнечные фермы», и в шесть раз меньше, чем станции ветрогенерации. Зачастую солнечные панели размещают на сельскохозяйственных землях, и при сохранении этой тенденции потери производства продовольствия могут вырасти почти в 16 раз к 2050 году.
Вред окружающей среде от зеленой энергетики
- Фотоэлектрические солнечные панели ускоряют глобальное потепление: их нельзя размещать в пустынях, а на крышах домов они могут увеличивать риск перегрева города, что подтвердилось в научном докладе, опубликованном в журнале Nature Cities. Ветрогенераторы становятся причиной гибели птиц и летучих мышей. Компании, производящие морские ветровые установки, специально запрашивают разрешение на причинение вреда китам, дельфинам, тюленям и морским свиньям из-за производимых установками звуковых волн перед вводом их в эксплуатацию.
- При производстве ветрогенераторов применяются редкоземельные минералы и ископаемое топливо, добыча которых может наносить вред окружающей среде. На каждый мегаватт мощности наземной ветряной электростанции этих минералов требуется в 11 раз больше, чем для газовой электростанции, или вдвое больше, чем для АЭС.
Проблема утилизации ветряков и солнечных панелей - Утилизация лопастей ветрогенераторов является серьезной проблемой в США и Европе. Турбины ветряков на 90% поддаются переработке, но стекловолоконные лопасти либо отправляются на свалки, либо сжигаются, что может приводить к загрязнению окружающей среды. Сами лопасти могут превышать 100 м в длину и составляют большую часть отходов ветрогенерации.
- Солнечные панели не перерабатывают, из-за того что их сложно разобрать, а входящие в их состав литиевые батареи практически не поддаются переработке. Только по официальным прогнозам Международного агентства по возобновляемым источникам энергии (IRENA), количество отработанных солнечных панелей на свалках может составить 78 млн т к 2050 году. А данные статистической модели, построенной на изучении поведения потребителей, показывают, что всего за четыре года итоговая цифра может превысить прогнозируемое количество отходов в 50 раз.
Падение интереса к зеленому переходу
Доля возобновляемых источников энергии в общей выработке в странах ЕС растет, но это происходит из-за сокращения промышленности — основного потребителя электроэнергии, и вынужденного отказа от энергоносителей из России в результате санкций. В Германии в 2023 году до 40% мощностей были обеспечены с помощью ветра и солнца, но в этот же период в стране действовал режим целенаправленной экономии электричества и сокращения производства в энергоемких отраслях.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен подтвердила, что за отказ от российских энергоресурсов потребителям в Европе пришлось заплатить заоблачную цену, а бюджетный дефицит европейских стран стал стремительно расти, что ставит под удар не только благосостояние граждан, но и обороноспособность государств.
Идея перехода от дешевого российского газа к более дорогим и менее надежным возобновляемым источникам энергии, которые приходится страховать привычными угольными и газовыми электростанциями, не встретила понимания у рядовых европейцев. В странах ЕС беспрецедентную поддержку получили правые партии, выступающие против зеленых инициатив, за сохранение ископаемого топлива и связей с Россией.
В целом зеленые инициативы в настоящее время переживают не лучший период. Более трети целей устойчивого развития, определенных Парижским соглашением по климату, соблюдаются хуже, чем десятилетие назад: остаются проблемы с финансированием, недостаточно сделано для адаптации к изменениям климата. Но, по мнению экспертов, это не повод отказываться от уже достигнутых успехов. Зеленый переход не должен происходить в ущерб экономике: опыт других стран, например Китая, который инвестирует в возобновляемые источники энергии наряду с использованием углеводородов, показывает, что рациональный подход к зеленой повестке работает гораздо эффективнее, однако требует больших вложений.