Альянс несогласных: к чему привело поспешное расширение НАТО на восток

0
1959
нато
Штаб-квартира НАТО в Брюсселе / AFP

Альянс несогласных: к чему привело поспешное расширение НАТО на восток

12 марта 1999 года Польша, Чехия и Венгрия были официально объявлены членами НАТО. Североатлантический альянс включил в свой состав трёх бывших участников Организации Варшавского договора (ОВД). Это было символичное закрепление за США титула победителя в холодной войне. В 2000-х представители «новой Европы» стали друзьями Вашингтона, но потом ситуация резко изменилась. Почему сейчас между союзниками отсутствует прежнее согласие — в материале RT.

Присоединение Польши, Чехии и Венгрии к НАТО часто называется «первым расширением». Хотя на самом деле первого члена из социалистического лагеря альянс де-факто получил в 1990 году, когда входившая в ОВД Германская Демократическая Республика была интегрирована в ФРГ.

Соглашаясь на воссоединение Германии, СССР заручился у Запада обязательством не размещать войска на пяти землях бывшей ГДР, а также обещанием не расширять НАТО на Восток.

«Мы договорились, что территория НАТО не будет расширяться на восток. Это, кстати говоря, касается не только ГДР, которую мы не хотим просто так захватить. Расширения НАТО не будет вообще нигде», — сказал 31 января 1990 министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер.

Однако с распадом соцлагеря правительства Польши, Чехии и Венгрии объявили курс на вступление в альянс в качестве одного из ключевых своих приоритетов. В первой половине 1990-х годов в Брюсселе и Вашингтоне не торопились раскрывать объятия, но в итоге пошли навстречу восточноевропейским государствам, которые совсем недавно избавили от «советского ига».

В 1997 году, спустя шесть лет после роспуска ОВД, генеральный секретарь НАТО Хавьер Солана заявил: «Сегодня главы государств и правительств стран, входящих в НАТО, решили пригласить Чехию, Венгрию и Польшу к переговорам об их вступлении в альянс».

«В одностороннем порядке»

Российские политологи солидарны во мнении, что процесс интеграции бывших членов ОВД в НАТО активно поддерживался со стороны видного деятеля Демократической партии Мадлен Олбрайт. В 1993 году с подачи президента Билла Клинтона она стала постоянным представителем США при ООН, а в январе 1997 года — государственным секретарём.

Причина антипатии Олбрайт к России часто объясняют её происхождением. Урождённая Мария Яна Корбелова появилась на свет в Праге в семье чешского дипломата. После окончания Второй мировой войны отец Олбрайт был отправлен в Югославию и в мае 1948 года, когда к власти там пришли коммунисты, попросил политического убежища в США.

Олбрайт обрела американское гражданство в 1957 году и сделала блестящую карьеру на поприще политики и науки. Она считалась жертвой коммунистического режима и воплощением общности интересов Соединённых Штатов и Восточной Европы, которой постсоветская Россия якобы мешала стать органичной частью Западного мира.

Выступая в Сенате в апреле 1997 года, Олбрайт подчеркнула, что США не будут учитывать опасения РФ, связанные с расширением НАТО. «Но мы вовсе не намерены искать компромисса по этому вопросу — и вот почему. Всё, что мы уже делаем и будем делать, преследует всего одну цель — утвердить существующую натовскую политику в одностороннем порядке», — сказала Олбрайт.

Несколько смягчив тон, госсекретарь отметила, что США не планируют размещать ядерное оружие с целью защиты Восточной Европы, которую она назвала «жизненно важным пространством». Также Олбрайт сообщила сенаторам, что альянс не собирается «постоянно дислоцировать там сколько-нибудь существенные обычные вооружённые силы».

Форсированное расширение

Во второй половине 1990-х годов у Москвы были достаточно тёплые отношения с Западом, и она не видела в расширении альянса прямой военной угрозы. В 1998 году Евгений Примаков, занимавший на тот момент пост главы МИД РФ, отмечал, что это скорее психологическая проблема. По его словам, Россия не желала мириться с тем, что такие вопросы фактически решаются без неё.

«Есть реальные вещи, а есть психологический фактор. Его тоже нужно учитывать. На нас давит это дело. На нас давит то, что расширение идёт и блок приближается к нам, хотя мы основополагающим актом несколько смягчили обстановку», — пояснял Примаков.

В Москве недоумевали по поводу спешки, которую проявлял альянс. Польша, Чехия и Венгрия вошли в НАТО, по сути, в форсированном режиме. В частности, Брюссель не требовал от восточноевропейских государств перестройки вооружённых сил под стандарты блока.

Для НАТО было принципиально важно, как можно быстрее, осуществить «первое расширение» без бюрократических проволочек. Это доказывает тот факт, что уже 24 апреля 1999 года проходивший в Вашингтоне саммит НАТО ввёл этап «кандидатства», то есть систему ограничений для претендентов на членство.

Желающие войти в НАТО государства должны присоединиться к Плану действий по членству в НАТО и только потом с ними будут возможны переговоры о вступлении. В связи с этим у многих экспертов сложилось впечатление, что Брюссель и Вашингтон явно торопились, предвидя рост сопротивления со стороны России.

Также спешка НАТО объяснялась грядущим стартом военной операции против Югославии. Бомбардировки распадающегося балканского государства начались 24 марта 1999 года, спустя 12 дней после вхождения в альянс Польши, Чехии и Венгрии.

Интервенция НАТО вызвала резкое осуждение в Москве. Примаков совершил исторический разворот над Атлантикой, что стало символом новой эры в отношениях с Западом.

Разменная монета

В России можно встретить представление о том, что НАТО — это некое монолитное образование. Однако альянс всегда раздирали противоречия. В период холодной войны единство удавалось сохранять за счёт угрозы «коммунистической экспансии». С крахом мирового социализма обнаружился дефицит стимулов для поддержания единства.

В 2000-е годы Польша, Чехия и Венгрия превратились в опору США в споре с союзниками. Эти государства приняли активное участие в афганской миссии (2001) и в иракской кампании (2003), от участия в которой отказались куда более весомые члены альянса (Франция, Германия, Турция).

В середине 2000-х годов правительства Польши и Чехии, несмотря на народные выступления, согласились на размещение объектов глобальной ПРО, которую с 2001 года формировал президент США Джордж Буш-младший. Руководство РФ однозначно восприняло затею американского лидера как угрозу.

В свою очередь Варшава и Прага стремились продемонстрировать Вашингтону свою лояльность, но это желание обернулось против них. В 2009 году Овальный кабинет занял Барак Обама, стремившийся наладить отношения с РФ. Он заморозил проекты строительства элементов ПРО и скорректировал отношение к представителям «новой Европы».

В октябре 2009 года советник вице-президента США по национальной безопасности Тони Блинкен остудил антироссийское усердие восточноевропейских лидеров: «Соединённые Штаты сейчас меньше думают о том, что мы можем сделать для Центральной Европы, и больше о том, что мы можем сделать совместно с ней».

Блинкен призвал преодолеть инерцию холодной войны. Пересказывая мнение вице-президента Джо Байдена, он отметил, что «главное в событиях 1989 года не то, что мы разрушили, а то, что мы построили». Сегодня это странно звучит, но восемь лет назад Вашингтон пытался развеять страхи о «российской угрозе».

Данная перемена отчётливо демонстрирует не только двойные стандарты Соединённых Штатов, но и подлинную роль Восточной Европы в политике Вашингтона. Обама продемонстрировал, что Польша, Чехия и другие бывшие участники соцлагеря являются разменной монетой в российско-американских отношениях.

Кто на ком наживается

Однако неверно представлять власти экс-членов ОВД и бывших республик СССР наивными и простодушными вассалами. Членство в НАТО, гарантирующее заступничество США, позволило им значительно урезать расходы на оборону и сократить численность вооружённых сил. Такая политика шла вразрез с интересами сюзерена.

В ноябре 2013 года заместитель генсека НАТО (2012–2016 годы) Александр Вершбоу, выступая в Будапеште, поднял проблему иждивенчества со стороны членов альянса.

«Статистика не радует. С 2001 года доля США в совокупных расходах стран-членов НАТО на оборону выросла с 63 почти до 75%. В последние три года, во время финансового кризиса, все участники НАТО, кроме трёх, урезали свои оборонные бюджеты. В нескольких странах, включая Венгрию, эти сокращения были особенно значительными», — констатировал Вершбоу.

Дипломат выразил недовольство тем, что небольшие европейские государства паразитируют на финансовых возможностях крупных членов. Спустя два года аналогичную мысль, только более конкретно и применительно к Соединённым Штатам, высказал потенциальный кандидат в президенты США Дональд Трамп.

Придя в Белый дом, республиканец продолжил требовать от европейских союзников выполнять стандарт расходов на военные нужды в 2% от ВВП. Тем не менее, в столицах Восточной Европы достаточно лениво реагируют на настоятельные призывы, а проблему «российской угрозы» стремятся решить за счёт появления иностранных военных баз.

В 2017 году в Польше, Литве, Латвии и Эстонии будут созданы четыре батальона, в состав которых войдут солдаты нескольких государств, включая США, ФРГ, Великобританию, Канаду, Италию, Данию и др. Размещение военных баз — это дополнительный повод привлечь внимание влиятельных членов НАТО и попытаться заработать на аренде и обслуживании.

Россия — не враг

Как ни странно, но клин в единство альянса также вбила ситуация вокруг России. Руководство Чехии, Венгрии и Болгарии не устраивают конфронтационные отношения Запада с Москвой. Наиболее тесные отношения сложились между Владимиром Путиным и премьер-министром Венгрии Виктором Орбаном. В начале февраля 2017 года они встречались в Будапеште.

Западные обозреватели отмечают, что двух лидеров сближают стиль управления и желание видеть многополярный мир. По их мнению, «ограниченная национальная демократия» венгерского напоминает «управляемую демократию» российского президента. Также западные СМИ настораживает положительное отношение Путина и Орбана к Дональду Трампу.

Президент Чехии Милош Земан, руководящий страной с 2013 года, регулярно говорит о необходимости снятия с Москвы санкций и необходимости восстановления нормального диалога с Россией. За свою позицию чешский лидер подвергается критике и насмешкам.

«Земан на саммите НАТО? Глаза и уши государя Путина», — с таким заголовком вышла статья в чешском журнале Reflex 12 июня 2016 года. Сам Земан с иронией воспринимает подобные обвинения.

«Вы знаете, я был агентом России, а именно Владимира Владимировича Путина. Я также должен добавить, что являюсь агентом лидера КНР и нового президента США. Ещё я агент Израиля… И я хочу положить конец антироссийским санкциям», — пошутил президент Чехии 10 марта во время пресс-конференции.

Антироссийские инициативы не разделяет Румен Радев, новый президент Болгарии, которая вместе с Венгрией и Чехией входила в ОВД, а сейчас пребывает в составе НАТО. Радев не является противником НАТО и ЕС, но считает, что отношения с Москвой нельзя выстраивать на конфронтационной основе.

«Болгария — верный член НАТО и Европейского Союза… Она выбрала стабильный и устойчивый путь проевропейского развития. И мы не будем отклоняться от него. На этот счёт не должно быть никаких сомнений… Но это не означает, что Болгария должна быть врагом России, с которой у нас имеются большие экономические интересы», — цитирует Le Monde Радева.

Начальник сектора военной политики РИСИ Иван Коновалов в беседе с RT констатировал, что НАТО оказалось в патовом положении: «Западная Европа и США не желают спонсировать Восточную, а у той нет денег на восстановление боеспособности. Окончательно ситуацию запутывают призывы отказаться от противоборства с РФ».

Коновалов полагает, что интеграция в НАТО не принесла Восточной Европе желаемых преференций: «Вооружённые силы бывших членов ОВД деградировали, так как советская техника толком не ремонтировалась, а новая в достаточном количестве не поступала. При этом нормально сотрудничать с Россией им нельзя, воевать по факту не с кем, и в чём смысл пребывания в НАТО, не очень понятно».

https://ru.rt.com/7vgs

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here