Александр Грибоедов: гибель драматурга и дипломата

0
1728
грибоедов
Фото: Акварель Петра Каратыгина/Public Domain

Александр Грибоедов: гибель драматурга и дипломата

30 января 1829 года в Тегеране было совершено нападение на русскую дипломатическую миссию, самой известной жертвой которого стал автор «Горя от ума»

30 января 1829 года в Тегеране около 100 тыс. религиозных фанатиков окружили здание русской миссии, которое обороняли 37 казаков и дипломатических сотрудников. Все они погибли. Самой известной жертвой этого нападения стал Александр Грибоедов — российский дипломат, композитор, драматург, за пять лет до этого завершивший написание своей знаменитой пьесы «Горе от ума».

Это нападение на долгие годы останется самым громким в истории отечественной дипломатии, однако почти не повлияет на отношения между российскими императорами и персидскими шахами.

Черная роза Тифлиса

В конце лета 1828 года в доме у грузинского князя Александра Чавчавадзе по пути из Петербурга в Персию к месту службы остановился его давний друг, статский советник Александр Грибоедов.

Этот визит и для Грибоедова, и для семьи Чавчавадзе окажется судьбоносным. 33-летний дипломат, планировавший лишь ненадолго навестить старого друга, незамедлительно влюбится и почти сразу сделает предложение дочери князя, красавице Нино. Она ответит согласием.

Их земному браку суждено будет продлиться чуть больше года — и большая часть его пройдет в разлуке. Но верность своему супругу красавица Нино будет хранить еще почти 30 лет, до самой смерти, за что получит имя Черная роза Тифлиса.

Четверная дуэль

До встречи с юной грузинской княжной Грибоедов отнюдь не отличался примерным поведением. В 1812 году в разгар войны с Наполеоном 17-летний Грибоедов начал службу в Московском гусарском полку. Там же служили в том числе молодые Голицын, Толстой и Шереметев. Грибоедов, сам дворянин, легко сошелся с компанией аристократической молодежи. Как позднее сказал об этом сам Грибоедов:

«Я в этой дружине пробыл всего четыре месяца, а теперь четвертый год не могу попасть на путь истинный».

Так, в 1817 году в Петербурге именно он стал причиной потрясшей столицу четверной дуэли, жертвой которой пал поручик Василий Шереметев. Шереметев был влюблен в главную звезду петербургской сцены, воспетую Пушкиным балерину Авдотью Истомину. Но на ее сердце претендовал и близкий друг Грибоедова, Завадовский. Воспользовавшись размолвкой между Истоминой и Шереметевым, Грибоедов, друживший с балериной, отвез ее к Завадовскому. Узнав об этом, Шереметев под влиянием знакомого дуэлянта Якубовича вызвал Завадовского. Тот драться «за актерку» отказался, еще сильнее оскорбив Шереметева неуважительным отношением к возлюбленной. Поручик настоял на поединке, а Якубович отправил вызов «своднику» Грибоедову.

Обе дуэли должны были состояться в один день, но во время первой Шереметев был смертельно ранен — его спешно повезли в Петербург, где он скончался на руках Истоминой. Грибоедова сослали на Кавказ, и второй поединок был отложен. С Якубовичем они увиделись лишь через год, в Грузии, и все-таки пошли к барьеру. Но смерть Шереметева охладила их пыл: Грибоедов выстрелил в воздух, а Якубович — в мизинец оппонента.

Спустя 11 лет именно сломанный мизинец поможет опознать тело убитого в Персии дипломата. А пока дуэлянт получил направление на дипслужбу в Тегеран — подальше от столиц.

Незавершенная миссия

Понимая необходимость разлуки, Грибоедов торопился: как следует из его восторженных писем друзьям, предложение и венчание стали делом нескольких месяцев. Сам Грибоедов позднее вспоминал, что решение объясниться пришло к нему в течение одного вечера — за ужином, во время которого он и Нино оказались друг напротив друга.

«Сердце забилось, не знаю, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что другое придало мне решительность необычайную, выходя из-за стола, я взял ее за руку и сказал ей по-французски: «Пойдемте со мной, мне нужно что-то сказать вам». Она меня послушалась, как и всегда, верно, думала, что я усажу ее за фортепьяно», — писал Грибоедов друзьям.

Нина ошибалась — едва покинув обеденный зал, Грибоедов объяснился ей в любви и попросил стать своей женой. Грузинская красавица, успевшая к своим 16 годам отвергнуть сразу несколько блестящих женихов, ответила согласием.

Став мужем, Грибоедов, который, подобно своему герою Чацкому, большую часть жизни провел в разъездах, надеялся покончить с дипломатической службой, обрекавшей его на кочевой образ жизни. Но у него оставалась еще одна, незавершенная миссия — в декабре 1828 года Грибоедов отправился к месту назначения, в Тегеран.

Закончить все дела и вернуться к беременной к тому времени жене он рассчитывал до конца зимы.

В Тегеране

За год до этого, в 1828 году, победой Российской империи закончилась Русско-персидская война. Согласно условиям мирного договора, Персия должна была выплатить стране-победителю солидную контрибуцию, добиться выплаты которой и должен был отправленный в Тегеран министр-резидент (или посол) Российской империи. В это же время англичане, обеспокоенные усилением позиций России, вели с персидскими правителями собственную дипломатическую игру.

Настойчивость, с которой Грибоедов добивался положенных по договору контрибуций, сама по себе не могла не вызвать недовольство у персов, однако еще большее недовольство вызывало покровительство, которое Грибоедов оказывал притеснявшимся в Персии армянам. Армения к тому моменту уже вошла в состав империи, и Грибоедов считал своим долгом предоставить им убежище на территории русской дипломатической миссии.

В мечетях и на местных базарах поползли враждебные к российскому дипломату слухи, недовольство в высших кругах усугублялось влиянием англичан, пытавшихся снизить влияние России в регионе.

Штурм

Из-за участившихся угроз Грибоедов 29 января 1829 года сообщил шаху, что вынужден просить свое правительство об отзыве из Персии. Сделать этого он не успел: на следующий день у стен российского посольства собралась толпа разъяренных фанатиков, к которым присоединились попавшие под их влияние местные жители. Собравшиеся потребовали выдать им скрывавшихся на территории посольства православных армян. Грибоедов ответил отказом.

В посольстве находились и обороняли его 37 человек: казакам, защищавшим вход, с шашкой в руках помогал сам Грибоедов.

Толпу, атаковавшую посольство, персидские сановники позднее оценили в 100 тыс. человек. Но даже если цифра была завышена, силы нападавших и оборонявшихся были очевидно неравны: единственным выжившим членом русской миссии стал секретарь посольства Мальцов, в обороне участия не принимавший. По его собственным словам, выжить ему удалось, спрятавшись в одном из подсобных помещений. Он же стал единственным свидетелем случившегося.

«Для чего пережила тебя любовь моя?»

Тело русского писателя и дипломата доставили на родину его молодой жены, в Тифлис, где оно и было предано земле. По просьбе вдовы на надгробном камне были выбиты слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?».

Она проживет еще почти 30 лет: в 1857 году Нина Грибоедова умрет от разразившейся в Грузии эпидемии холеры. Всю жизнь она будет отвечать неизменным отказом на многочисленные ухаживания поклонников и так никогда и не снимет траур по погибшему мужу.

Шахский алмаз

После разорения дипломатической миссии персидский правитель Фетх али-Шах отправил в Петербург своего внука, чтобы уладить отношения с Россией. В подарок тот привез российскому императору Николаю I множество драгоценностей, венцом среди которых стал знаменитый алмаз «Шах». Дар был принят: алмаз до сих пор можно увидеть в Алмазном фонде Кремля. Отношения с Персией были восстановлены — по решению императора, выплата контрибуций, которых так упорно добивался Грибоедов, была отложена на пять лет.
Читайте далее: http://izvestia.ru/news/660972#ixzz4XFO6yM4T

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here