В Риме в Музеях Ватикана проходит выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича»

0
1181

В Риме в Музеях Ватикана проходит выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича»

В Ватикане можно увидеть шедевры живописи и иконы из собрания Третьяковской галереи и музеев России. Выставка «Русский путь. От Дионисия до Малевича» открыта до 16 февраля 2019 года в Крыле Карла Великого, галерее колоннады собора Святого Петра. Вход на выставку бесплатный.

Осенью 2016 года в Третьяковской галерее была открыта выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». Для участия в ней Музеи Ватикана отправили из постоянной экспозиции значительное число выдающихся произведений XII–XVIII веков — 42 живописные работы. Выставка стала крупным событием не только для Москвы и России, но и для всего мира.

Ответную выставку Третьяковская галерея и Благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт» открыли в Риме в Музеях Ватикана 19 ноября 2018 года. Экспозиция размещена в Крыле Карла Великого, галерее колоннады собора Святого Петра. Основную часть экспонатов составляют произведения из коллекции Третьяковской галереи. Ряд важных работ предоставили другие музеи России.

Экспозиция в Риме задумывалась как достойный ответ на щедрый жест Музеев Ватикана. Организаторы поставили перед собой амбициозную задачу — подготовить проект, не менее значимый по своему художественному уровню и общественному звучанию, чем московская выставка. Он должен стать духовным и культурным посланием России центру западного христианского мира. По замыслу куратора, выставка посвящена своеобразию русского художественного менталитета и делает главный акцент на преемственности традиций, на внутренних, глубинных связях иконописи и русского реализма XIX века. Была разработана оригинальная и во многом новаторская концепция проекта, отобраны экспонаты исключительной образной наполненности и художественной ценности.

Третьяковская галерея впервые рассталась одновременно со столь значительным корпусом работ из своей постоянной экспозиции. Эти знаменитые произведения ранее демонстрировались на различных выставках, но в таком контексте и таком составе никогда еще не показывались.

В развеске произведений было решено отказаться от хронологического принципа. В выставочном пространстве вступают в диалог две историко-культурные традиции: древнерусское искусство и живопись второй половины XIX – первой трети XX века. На примере представленных работ (икон и живописных полотен) эти мощные традиции русского искусства соединяются. Идея выставки — показать их родство, которое оказалось неискоренимым, несмотря на разрыв культурных связей во время правления Петра I; провести сопоставления по принципу неожиданных, но очевидных аналогий, обнаруживая, что русское искусство не два разных и чуть ли не противостоящих друг другу этапа, но единое целое.

В экспозиции выстраиваются связи, которые незримо существовали: чему-то художники следовали сознательно, а что-то в их произведениях возникало неосознанно, через впитанные с детства «культурные коды». Идея выставки воплощается на примере главнейших произведений русского искусства, посвященных как современным, так и евангельским сюжетам — и те и другие так или иначе поднимают вопросы мировоззренческого характера.

Начиная с картины Александра Иванова «Явление Христа народу» русское искусство берет на себя миссию переосмысления значения изобразительного искусства и его роли как одного из духовных инструментов в освоении мира, осознании бытия. Во второй половине XIX века, в эпоху позитивизма, богоборчества и богоискательства, глобальных трансформаций, происходивших в культуре и обществе, отход от церкви части русской интеллигенции позволял осмыслять евангельскую проблематику с определенной дистанции. Образы Священного Писания помогали найти ответы на актуальные вопросы времени — самостоянье человека в мире, его взаимоотношения с Богом, поиски смысла существования, размышления о жизни и смерти.

На выставке органично соединяются древнерусская иконопись и произведения XIX века. «Явление Христа народу» (1836 – не ранее 1855, ГРМ, малый вариант одноименной картины, находящейся в ГТГ) Александра Иванова располагается рядом с иконами «Крещение» и «Преображение» и вступает в диалог с висящей напротив «Троицей» Паисия. «Неутешное горе» Ивана Крамского оказывается напротив иконы «Не рыдай Мене, Мати», а его же «Христос в пустыне» — рядом с «Христом в темнице», деревянной скульптурой XVIII века из Перми. «Всюду жизнь» Николая Ярошенко соседствует с «Богоматерью Киккской» Симона Ушакова, вторя формату и колориту иконы и — в каком-то смысле — ее ритмической композиции. Сольвычегодская икона «Видение Евлогия» помещается напротив картины «Над вечным покоем» Исаака Левитана, а «Страшный Суд» XVI века — рядом с «Черным квадратом» Казимира Малевича. Завершается выставка «Несением креста» Михаила Нестерова и иконой XVI века «О Тебе радуется», воплощающей дух русской соборности, духовного единения всего народа в церкви и мирской жизни.

Среди других «главных картин» русского искусства, представленных на выставке в Ватикане, — «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии» и «Перед исповедью» Ильи Репина, «„Тройка“. Ученики-мастеровые везут воду» и «Утопленница» Василия Перова, «„Что есть истина?“ Христос и Пилат» и «Голгофа» Николая Ге, «Демон (сидящий)» Михаила Врубеля, «Троица» Наталии Гончаровой, «Москва. Красная площадь» Василия Кандинского, «Купание красного коня» и «1918 год в Петрограде» Кузьмы Петрова-Водкина.

Портрет на выставке только один — исполненный Василием Перовым «Портрет Ф.М. Достоевского», многое определяющий в русской культуре. Очевидны не только композиционные, но и смысловые аналогии этого образа с «Христом в пустыне» Ивана Крамского. На выставке можно найти типично русские образы — священника, пустынника, юродивого, странника, без которых также невозможно понять духовный путь, который прошла русская культура. Выявленные внутренние связи произведений разных эпох представляются очень важными и послужат толчком для дальнейшего осмысления отечественного искусства.

Папа Римский Франциск побывал на выставке «Русский путь. От Дионисия до Малевича»

Настоящая выставка — крупнейший за последние годы и беспрецедентный по общественной и художественной значимости международный проект Третьяковской галереи. Ее проведение и издание каталога к ней были бы невозможны без масштабной поддержки мецената Алишера Усманова и его Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт». Взаимоотношения между Галереей и Фондом имеют многолетнюю историю: в 2006 году были поддержаны юбилейные мероприятия, приуроченные к 150-летию музея, в 2006–2007 годах — успешный опыт совместной работы над выставкой Джеймса Уистлера, в 2007-м — над ретроспективой Дмитрия Жилинского. В 2016 году совместно с Фондом была организована выставка «Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана. Беллини, Рафаэль, Караваджо». В 2017 году Фонд поддержал крупный проект по внедрению новых инженерно-технических систем в Третьяковской галерее.

Выставка открыта с 20 ноября 2018 по 16 февраля 2019 года

Собор Святого Петра, Крыло Карла Великого, Музеи Ватикана

Вход бесплатный

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here