Выборы в Италии: очередное испытание для ЕС

0
1611

Выборы в Италии: очередное испытание для ЕС

Главное политическое событие этого года в Италии — парламентские выборы. Осталось менее двух недель, но никакой ясности нет. За победу так же, как на предыдущих выборах, будут бороться левые и правые центристы и популисты. Отличительная особенность предстоящих выборов состоит в том, что они пройдут по новому избирательному закону, направленному против движения «Пяти звезд». В отличие последних выборов сейчас избиратели будут голосовать не только и не столько за партии, сколько за их кандидатов, т. е. конкретных людей.

Угроза для Европы

4 марта, в первое воскресенье весны, десятки миллионов итальянцев придут на избирательные участки. Их выбор может стать решающим не только для Италии, третьей экономики еврозоны, но и для будущего всего Евросоюза.

Аппенины не исключение: несмотря на то, что Италия одна из основательниц Евросоюза, на полуострове в последние годы заметно вырос евроскептицизм. Особенно сильно отношение к объединенной Европе изменилось среди итальянской молодежи, треть которой сейчас остается без работы. Согласно исследованию расположенного в Берлине Европейского совета по международным отношениям (ECFR), в рейтинге поддержки ЕС населением Италия рухнула вниз на 23 место. Десять лет назад она занимала 10 место. Не удивительно, что в Брюсселе несмотря на смягчение позиции «Пяти звезд» и «Лиги Севера» по отношению к еврозоне считают Италию «угрозой» не только для самой себя, но и для всего ЕС.

К крайне негативному отношению к общеевропейской валюте следует прибавить и экономический вес Апеннин, которые поднимутся на третье место в ЕС после ухода Великобритании. Говоря об экономических и финансовых проблемах Италии, достаточно взглянуть на гигантский долг в 2,3 трлн евро (135% от ВВП). Это более 20% госдолгов всей еврозоны, в которую, кроме Италии, напомним, входят еще 18 европейских государств. Не следует забывать и о постоянном дефиците бюджета, экономике, которая, по большому счету, до сих пор находится в стагнации, и о слабых банках. Традиционно нестабильна ситуация и в политической жизни Италии, что и доказывают очередные внеочередные выборы.

Действующие лица и исполнители

После Второй мировой войны на Апеннинах сменились 65 правительств. Львиная доля — 51 из них пришлась на первые полвека (1945−94). 45 кабинетов в этот период возглавлял премьер-министр, представлявший Христианско-демократическую партию Италии. В 1994 году эта партия распалась, большинство ее членов вошли в правоцентристскую партию «Вперед, Италия» Сильвио Берлускони. Последние четверть века власть на полуострове делили правые и левые центристы. С 2013 года у власти Демократическая партия (PD) во главе сначала с Маттео Ренци, нынешним лидером партии, и затем Паоло Джентилони, возглавляющим кабинет министров с 12 декабря 2016 года. Ренци явно переоценил свои силы и ошибочно поставил все на референдум, на котором обсуждались изменения в конституции. Неожиданное поражение заставило его покинуть посты Председателя Совета министров и лидера PD. Лидерство в партии он быстро вернул — в апреле 2017 года — и сейчас рассчитывает, как минимум, сохранить за своей партией статус «правящей». Что же касается программы максимум на предстоящих выборах, то Ренци не скрывает своих надежд вновь возглавить правительство. Впрочем, у него всегда остается в запасе нынешний премьер.

Наиболее сильные позиции у PD в центре страны и среди пожилых избирателей, а также образованных итальянцев. Перефразируя известное суворовское выражение о плохом солдате, не мечтающем стать генералом, можно сказать, что плох тот политик, который не надеется выиграть выборы. Естественно, Ренци надеется на победу, но шансы его невелики, потому что PD сейчас и в 2013 году — это, как говорится, две большие разницы. Например, после 2009 года численность партии сократилась вдвое и сейчас немногим превышает 400 тыс. человек.

Еще несколько лет назад демократов ассоциировали с пусть и медленным, но все же восстановлением экономики и увеличением числа рабочих мест. Сейчас демократы уступают по всем статьям. В «партийном», если можно так сказать, списке они сильно отстают от «Пяти звезд».

Несмотря на «юность» популистское «Движение пять звезд» во главе с 31-летним Луиджи ди Майо занимает в опросах первое место среди партий с большим отрывом. И это при том, что партию покинул ее создатель Беппе ди Грилло и ее популярность в последние месяцы упала. В том числе и благодаря неудачному руководству Римом Вирджинии Рагги. Наверное, слишком притягательны главные лозунги партии, с которыми она идет и на эти выборы: прямая демократия, зеленая экономика и борьба с коррупцией.

Фаворитом предвыборной гонки считается правоцентристская коалиция в составе «Вперед, Италия» 81-летнего Сильвио Берлускони, «Лиги Севера» во главе с 44-летним Маттео Сальвини, «Братья Италии», которыми руководит Джорджия Мелони, и «Мы с Италией» возглавляемой Маурицио Лупи.

Правые на данном этапе значительно опережают всех конкурентов. Главный участник коалиции — «Вперед, Италия». Партия синьора Сильвио значительно уступает как «Пяти звездам», так и Демократической партии в «личном зачете». Несмотря на это, именно бывший премьер может стать главным «делателем королей». Конечно, Берлускони, возглавлявший четыре правительства, не прочь сделать это и в пятый раз, но в 2013 году суд запретил ему в течение шести лет занимать выборные должности. Стать премьером синьор Сильвио не сможет, но сделать главой правительства «своего человека» и оказывать большое влияние на его работу, находясь за кулисами, ему вполне по силам.

Пик могущества «Вперед, Италия» пришелся на 2008 год. Осенью 2011 года, когда Сильвио Берлускони пришлось уйти в отставку в связи со множеством скандалов, поддержка главной консервативной партии снизилась до 15%. Сейчас у Берлускони и его партии вторая молодость. Региональные и муниципальные выборы в прошлом году показали, что им удалось в значительной мере вернуть утерянный авторитет и популярность.

Позиции евроскептической и антимигрантской «Лиги Севера» особенно сильны на севере страны. Маттео Сальвини сделал себе и партии имя на призывах к выходу из еврозоны и даже отделению промышленно развитого севера Италии от Рима. Однако в последнее время Лига так же, как, кстати, французский Национальный фронт, смягчила взгляды. В последние три года ее авторитет значительно вырос на волне кризиса с мигрантами.

Название «Братьев Италии» позаимствовано из гимна страны. Основа программы партии — борьба с мигрантами и глобализацией. Формально «Братья» вышли из неофашистской организации «Итальянское социальное движение», наследницы фашистской партии Муссолини. Их считают южным вариантом Лиги Севера. Не удивительно, что программы этих партий сильно похожи друг на друга.

Несмотря на то, что до выборов остались всего лишь две недели, политологи, по традиции, не торопятся делать прогнозы. Дело в том, что по разным оценкам, от 30 до 40% избирателей еще не определились с выбором. Мало того, на Апеннинах нередко бывает, что примерно каждый десятый избиратель принимает окончательное решение уже на избирательном участке. Естественно, делать прогнозы при таком раскладе — вещь неблагодарная.

Смертельный удар по демократии

Поражение на референдуме Маттео Ренци, предлагавшего упразднить различия между избирательными системами верхней (Сенат) и нижней (Палата депутатов Италии) палат итальянского парламента, фактически оставило страну без работающей избирательной системы. Особенностью итальянской избирательной системы является то, что она не вписана в конституцию. За последние четверть века парламент менял ее трижды. Последний раз — прошлой осенью.

Большую часть 2017 года Паоло Джентилони посвятил новому избирательному закону. Он был принят в октябре и по фамилии предложившего его лидера парламентской фракции Демократической партии Этторе Розато получил название «Розателлум». Новый закон, принятый благодаря союзу PD и правоцентристской коалиции, вводит в Италии смешанную избирательную систему. 37% парламентариев, т. е. 232 депутата Палаты представителей и 116 сенаторов избираются по одномандатным округам. Немногим менее двух третей (61%) членов парламентов избираются по пропорциональной системе, т. е. пройдут в парламент по партийным спискам. Для Палаты представителей это 386 мест, а для Сената — 193. Оставшиеся места — 2%: 12 в нижней палате и 6 в верхней отведены для избирателей, которые будут голосовать за пределами Италии.

Розателлум отменяет «бонус большинства», согласно которому партия, набравшая на выборах не менее 40% голосов, получает большинство мест в нижней палате парламента. В парламент проходят партии, набравшие не менее 3% голосов, и коалиции, у которых как минимум 10% голосов. Голоса партий, набравших менее 3%, будут отданы крупным партиям.

Новый избирательный закон отдает явное предпочтение коалициям. Сделано это с очевидной целью борьбы с главными оппозиционерами Италии — «Движением пяти звезд», которые, по крайней мере, до предстоящих выборов отказывались вступать в какие-либо альянсы, союзы и коалиции. Неудивительно, что Луиджи ди Майо назвал закон «смертельным ударом по демократии». Несмотря на то, что изначально новый закон инициирован демократами, больше всего от него выигрывают правые центристы во главе с Сильвио Берлускони и его партией «Вперед, Италия».

 

Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/02/16/vybory-v-italii-ocherednoe-ispytanie-dlya-es

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here