70 лет культовому режиссеру и сценаристу Оливеру Стоуну

0
1002
оливер стоун
Оливер Стоун / www.globallookpress.com

70 лет культовому режиссеру и сценаристу Оливеру Стоуну

15 сентября исполняется 70 лет знаменитому американскому режиссёру и сценаристу, автору фильмов «Взвод», «Прирождённые убийцы», «Рожденный четвёртого июля», «Сноуден».

Оливер Стоун — самый скандальный культурный деятель Соединенных Штатов и обладатель, наверное, самой авантюрной биографии. Режиссер родился в Нью-Йорке, учился в Йельском университете. Бросил учебу и отправился путешествовать в Южный Вьетнам. Вернулся в Америку, уехал в Мексику, опять вернулся в США. Был призван в армию, год воевал во Вьетнаме. По возвращении опять учился, на этот раз в Нью-Йоркском университете у Мартина Скорсезе. Дебютировал в кино в 1971-м короткометражкой про вьетнамскую войну. До середины 80-х писал сценарии боевиков и детективов. В 1986 году выпустил свой первый значительный фильм «Сальвадор», потом последовала знаменитая вьетнамская трилогия, затем — документальные фильмы о левых режимах в Южной Америке, фильмы о Фиделе Кастро, Уго Чавесе, Эво Моралисе и других яростных критиках США. Особого шума наделал фильм об убийстве президента Кеннеди «Выстрелы в Далласе», в котором Стоун критикует принятые версии этого преступления и выдвигает свою: президент погиб в результате заговора крупных корпораций и политических сил, недовольных его действиями во внешней политике. Трудно сказать, насколько эта гипотеза убедительна, но изложена она дерзко. Это характерно для всего творчества Оливера Стоуна — дерзость и напористость интонации. Они принесли ему всемирную славу и даже три премии «Оскар».

Детство Стоуна кажется ничем не примечательным: мальчик родился в Нью-Йорке в обычной семье француженки и еврея Луиса Силверстайна, который американизировал свою фамилию, изменив её на Стоун. Однако уже в юности стало понятно, что будущий режиссёр — парень с характером. Окончив школу, юноша бросил престижный Йельский университет и в качестве преподавателя английского языка отправился волонтёром в Южный Вьетнам. Затем он вернулся в Йель, а потом снова оказался во Вьетнаме, но уже в качестве служащего американской армии и участника военных действий.

Из боевых сражений Стоун привёз домой не только почётные награды за мужество, но и два тяжёлых ранения. А затем его жизнь круто изменилась — Стоун поступил в Нью-Йоркский университет на факультет режиссуры кино, где учился у самого Мартина Скорсезе.

Во время учёбы будущий режиссёр подрабатывал ассистентом режиссёра, менеджером, продавцом в магазине и даже водителем такси, пока всерьёз не занялся кинематографом. Неудивительно, что первой работой Стоуна, которую он снял в качестве режиссёра, была короткометражка о Вьетнаме под названием «Последний год во Вьетнаме» — навоевавшись и отстрелявшись, Оливер решил рассказать людям всю правду о жизни солдат. Затем он снял ряд малобюджетных фильмов, самым известным из которых стал психологический триллер «Рука».

Кинокарьера Стоуна оказалась неразрывно связана с вьетнамской темой. Фильм, получивший четыре премии «Оскар» и принёсший автору мировое признание, был посвящён войне, которую пережил сам режиссёр. И это была не только первая критическая лента о войне во Вьетнаме, снятая её ветераном, но и начало задуманной им «вьетнамской трилогии», в которую вошли картины «Взвод» (1986), «Рожденный четвёртого июля» (1989) и «Небо и земля» (1993).

Как только Стоун получил одобрение Американской киноакадемии, продюсеры стали заваливать молодого режиссёра дорогостоящими проектами, ориентированными уже на массового зрителя. Один за одним на экраны выходили его знаменитые работы: финансовый триллер «Уолл-стрит» с Майклом Дугласом и Чарли Шином в главных ролях; «Рождённый четвёртого июля» с Томом Крузом, драма «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», в которой режиссёр решился опровергнуть официальную версию убийства президента.

Как и «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе», многие околополитические фильмы Стоуна на американском кинорынке производили эффект разорвавшейся бомбы. Чего только стоят его ленты о кубинском лидере Фиделе Кастро — «Команданте», «В поисках Фиделя», «Кастро зимой» или венесуэльском президенте Уго Чавесе «Мой друг Уго». Но никогда его работа не казалось такой сложной и опасной, как в случае со «Сноуденом» (который, кстати, российские зрители смогут увидеть раньше американских — в нашей стране премьера фильма с Джозефом Гордоном-Левиттом в главной роли состоится в день рождения режиссёра, 15 сентября)

 

Оливер Стоун с актёрами фильма «Сноуден».
Оливер Стоун с актёрами фильма «Сноуден». Фото: www.globallookpress.com

В своих интервью, посвящённых работе над биографической драмой, Стоун признаётся, что многие крупные киностудии отказывались работать над фильмом на тему американской разведки, которая под предлогом борьбы с терроризмом, потрошит содержимое компьютеров и телефонов миллионов людей по всей планете. «Я буквально чувствовал, как страх из-за скандала вокруг этой ситуации оказывал на них парализующий эффект», — откровенно говорит режиссёр.

Но в отличие от других, Стоун не испугался «запрещённой» темы и решил пойти до конца. Какое будущее ждёт этот фильм и повлияет ли картина на судьбу режиссёра, можно только гадать. Но сумев довести фильм на «опасную тему» до киноэкранов всего мира, сегодняшний юбиляр только подтвердил свою мощь как культового режиссёра и доказал, что он один из немногих, способных десятилетиями наводить «шорох» в Голливуде.

http://www.aif.ru/culture/person/soldat_udachi_voyna_i_mir_glazami_olivera_stouna

 

LEAVE A REPLY

Please enter your comment!
Please enter your name here