Site icon

Юбилейный Венецианский фестиваль объявил своих новых лауреатов

 

Венецианский фестиваль завершен. Жюри главного конкурса под председательством режиссера Дэмьена Шазелла назвало новых лауреатов.

Золотого льва получил фильм Йоргоса Лантимоса Poor Things ( “Бедные-несчастные”).

Гран-при жюри удостоена картина Рюсукэ Хамагучи “Зла не существует”.

Социальная драма Маттео Гарроне “Я капитан” – о беженцах из Сенегала, пытающихся достичь берегов заветной Европы – получила Серебряного льва за режиссуру и еще десятка два общественных призов.

Кубок Вольпи за мужскую роль достался Питеру Сарсгаарду (фильм “Память”), за женскую роль – Кейли Спейни (“Присцилла”), лучшим молодым актером признан Сейду Сарр (“Я – капитан”).

Лучший сценарий – “Граф” Гильермо Кальдерона и Пабло Ларраина.

Специальный приз жюри увезет Агнешка Холланд (фильм “Зеленая граница”).

В параллельном конкурсе “Горизонты” лучшей признана венгерская драма Габора Рейша “Объяснение всему”.

Ассоциация любителей кино Fanheart наградили Золотым призом “Догмен” Люка Бессона.

Последние дни просмотров подтвердили с новой силой пробудившийся интерес кинематографа к реальным судьбам знаменитостей. К фильмам о Леонарде Бернстайне, Элвисе Пресли, Энцо Феррари, легендарном командире подлодки Сальваторе Тодаро добавились картины о Сальвадоре Дали, великом японском композиторе Рюити Сакамото, журналистке Изабель Вилкерсон.

Изабель Вилкерсон, героиня фильма “Происхождение” Авы ДюВерней, – первая женщина афроамериканского происхождения, получившая за свои труды на стыке журналистики с научным исследованием Пулитцеровскую премию. Ее бестселлер 2020 года “Каста: истоки нашего недовольства” посвящен феномену расизма в США и сложным путям афроамериканской диаспоры в борьбе за равенство и справедливость. Он и положен в основу картины.

Фильм застает героиню в драматический момент, когда ее подкосили почти одновременная смерть мужа и матери. Она пытается забыться в исследовательской работе, занявшись трагическим случаем, когда черного подростка убили только за то, что он гулял по району “для белых”. Она ищет и находит прямые параллели между положением чернокожих в США, “еврейским вопросом” в Третьем рейхе и проблемой далитов – касты “неприкасаемых” в современной Индии, не имеющих шанса на работу и вынужденных искать пропитание в отбросах, – ее книга становится исследованием процесса глобальной сегрегации разнообразных “иных”. Следуя за героиней по странам мира, фильм снимался на трех континентах, в нем много экскурсов в историю, но реконструкция событий, по мнению многих критиков, не выглядит убедительной, иногда даже карикатурной. Рецензенты отмечают серьезность авторского замаха, эмоциональную работу исполнительницы этой роли Онжаню Эллис-Тейлор – но пишут об “откровенно китчевых эмоциях”, характерных для стиля картины и снижающих ее художественную ценность.

Практически новый киножанр предлагает фильм японского режиссера Нео Сора “Рюити Сакамото – опус”. В 2017 году Нео Сора снимал в качестве оператора документальный фильм-портрет “Рюити Сакамото – кода”, посвященный знаменитому композитору, автору саундтреков ко многим фильмам, включая картины Бертолуччи, Осимы, Шлендорфа… Герой фильма рассказывал о своей работе, о том, как врачи помогли ему одолеть рак и вернуться к жизни. Но в марте 2023-го болезнь взяла свое, многолетняя борьба с недугом завершилась уходом мастера. В последние годы Сакамото уже не мог выступать, не говоря о гастрольных турах. Но, собрав последние силы, он все же дал свой прощальный концерт – для фильма “Опус”. Двадцать фортепианных пьес, сыгранных угасающим мастером, – это рассказ о его жизни в музыке. Он сам выбрал эти пьесы, создав из них музыкальную драматургию – повесть о его триумфальной музыкальной карьере, включая его работу в Yellow Magic Orchestra, его саундтреки к фильмам Бертолуччи, его последний медитативный альбом “12”. Черно-белый, как клавиатура фортепиано, фильм показан в Венеции через полгода после смерти своего героя, став его лебединой песней.

Во многом на реальной судьбе основан и фильм Ричарда Линклейтера “Хитмен” – толчком к созданию сценария была публикация в одной из техасских газет о скромном профессоре колледжа Гэри Джонсоне, который подрабатывал тайным информатором полиции и выдавал себя за киллера, чтобы поймать и арестовать людей, пытающихся его нанять. В фильме герой сохранил реальное имя Гэри и читает студентам лекции об относительности такого понятия, как “я”. А за пределами аудитории он крутой Рон, провокатор из полицейского управления, “подсадная утка”, заманивающая потенциальных преступников в ловушку. Но однажды программа дает сбой: он влюбляется одну из “клиенток” – в женщину, желающую с помощью киллера избавиться от своего мужа. Его “я” меняется: теперь он жертва коварного случая, охотник за криминалом сам становится преступником. Из развлекательного сюжета для типового боевика Линклейтер делает изысканный арт-фильм: картина похожа на шпионский фарс, снятый специалистом по психологии, замечает The Guardian.

И наконец, фильм о Сальвадоре Дали – как его характеризует автор, “настоящий фальшивый байопик” с умопомрачительным названием “Даааааали!” – именно так, через шесть “а”. Картина о великом сюрреалисте, созданная современным сюрреалистом французом Квентином Дюпье, – не жизнеописание, а попытка воспроизвести его метод, а заодно и стиль собрата Дали по искусству Луиса Бунюэля времен “Скромного обаяния буржуазии”. Поэтому картина построена по принципу сплетения сна со сном и фильма с фильмом, и эта трех- или даже четырехэтажная конструкция должна передать игры подсознания, торжествующего над банальным сознанием.

Мы встречаем художника в бесконечно длинном коридоре какого-то ненормального отеля, где восторженная журналистка Жюдит хочет взять у него интервью. Но амбициозный герой не хочет говорить на блокнот и без камер, а когда камеры найдутся, он все равно найдет повод тянуть кота за хвост, и легко понять, что интервью так и не будет взято. В роли Дали сразу несколько актеров, которые как бы случайно зашли в этот образ, причем в разные годы и в разных возрастах. Автор фильма утверждает, что перед съемками он связался с космическим сознанием Дали, и тот лично диктовал ему парадоксы сюжета и повадки актеров. Режиссер наведался и к Бунюэлю, чтобы тот поведал ему свою тоску. Лучший шедевр Сальвадора Дали это сам Сальвадор Дали – был убежден Сальвадор Дали, что и пытается воплотить фильм, балансируя между комедией, фэнтези и элементами впавшего в абсурд байопика. Он делает это так азартно и весело, что критики все как один поддались обаянию игры в сюр и утверждают, что эту картину мог и должен был сделать только Квентин Дюпье.

“РГ”

Exit mobile version