Site icon

Фильм Гильермо дель Торо «Формула воды» победил в Венеции

Гильермо дель Торо

Фильм Гильермо дель Торо  «Формула воды» победил в Венеции

«Форма воды» еще до начала фестиваля обросла слухами и легендами, эту картину выделил из всей конкурсной программы и директор Альберто Барбера. Мексиканец Гильермо дель Торо появился в Венеции членом жюри одиннадцать лет назад, уже будучи автором «Лабиринта Фавна». За эти годы он стал одним из ключевых персонажей новейшего Голливуда, приложив руку к продюсированию коммерческих хитов, франшиз и созданию креативных спецэффектов. Романтическая ретросказка о любви одинокой девушки к человеку-амфибии на фоне паранойи холодной войны стала новым шагом в карьере режиссера, приблизив его к желанной, но столь труднодостижимой гармонии между жанром и самовыражением.

Итоги фестиваля в материале Андрея Плахова.

Фильм дель Торо был показан в самом начале фестиваля, его превосходно встретили, но потом немного подзабыли под напором других ярких картин. Позицию неформального лидера заняла блестяще сконструированная черная комедия знаменитого театрального автора Мартина Макдоны «Три рекламных щита на границе Эббинга, Миссури»: ей прочили главного «Льва». Однако жюри рассудило иначе, наградив картину лишь скромным призом за сценарий. Еще один второстепенный «специальный приз жюри» присужден фильму «Прекрасная страна» Уорвика Торнтона о страданиях австралийских аборигенов.

Любопытная коллизия сложилась при раздаче актерских наград. Единственная, по сути, безальтернативная, присуждаемая юным актерам и посвященная памяти Марчелло Мастроянни, оказалась в руках обаятельного Чарли Пламмера, сыгравшего в фильме «Положитесь на Пита» режиссера Эндрю Хэя. Более чем странным оказался приз за лучшую мужскую роль, присужденный палестинскому театральному актеру Камелу эль-Баше, который в своем достаточно солидном возрасте чуть ли не впервые снялся в кино (в фильме ливанского режиссера Зиада Дуэри) и был явно смущен высоким признанием. Дело даже не в том, что его конкурентами были голливудские виртуозы Мэтт Деймон и Сэм Рокуэлл. В самом «Оскорблении» партнером эль-Баши выступил актер Адель Карам, не менее выразительный. Логично было бы наградить обоих, разделив приз, но жюри предпочло ливанцу палестинца. Напротив, несмотря на обилие ярких женских ролей (тут и Хелен Миррен, и Фрэнсис Макдорманд), никаких претензий не вызывает присуждение Кубка Вольпи для лучшей актрисы Шарлотте Рэмплинг. В фильме «Ханна» режиссера Андреа Паллаоро она сыграла жену преступника-педофила, отвергнутую обществом и собственным сыном, раздавленную чувством ужаса и вины. Семидесятилетняя актриса, в юности блиставшая в иконографических ролях в «Гибели богов» Лукино Висконти и «Ночном портье» Лилианы Кавани, проявляет себя еще смелее и радикальнее во всеоружии опыта, не боясь ни физиологии возраста, ни болезненного контекста роли.

Жюри возглавляла актриса Аннетт Бенинг, а входили в него разные люди с разными интересами и критериями, что в итоге привело и к некоторым сомнительным решениям. Таково присуждение «Серебряного льва» за режиссуру дебютанту Ксавье Леграну, поставившему фильм «Опека» о разводящихся родителях и их страдающем сыне-подростке. Ситуация, напоминающая «Нелюбовь» Андрея Звягинцева, решена, скорее, в ключе, близком поэтике братьев Дарденн, однако далеко не на их художественном уровне. Вдобавок Леграну достался (от другого жюри) весьма ценимый приз памяти Луиджи Де Лаурентиса за лучший дебют, а ведь там производилась выборка дебютантов из всех программ фестиваля. От такого внимания к своему приличному, но скромному фильму Легран прямо на сцене залился слезами. Хотя плакать, скорее, надо было Абделлатифу Кешишу, чья выдающаяся режиссура фильма «Мектуб, моя любовь» была членами жюри проигнорирована. Никаких вопросов нет ко второму по значению призу: «Серебряный лев — гран-при жюри» присужден фильму «Фокстрот» израильтянина
Шмуэля Маоза, смелому, парадоксальному и стилистически самому оригинальному в конкурсной программе.

Венеция в этом году не ограничилась одним или двумя конкурсами, а организовала целых четыре. В программе «Горизонты» главной наградой отмечен фильм итальянки Сусанны Никьярелли «Нико, 1988». Героиня картины, легендарная певица Нико, показанная спустя двадцать лет после разрыва с Velvet Underground, страдает от героиновой зависимости, пытается выстроить сольную карьеру, а также установить душевный контакт со своим взрослым сыном, рожденным от Алена Делона (сын Нико и консультировал съемочную группу). В программе «Венецианская виртуальная реальность» среди победителей доминировали представители технологически продвинутых стран — США, Тайваня и Кореи. А победителем программы «Венецианская классика» стал «Иди и смотри» Элема Климова, единственный российский фильм—участник фестиваля, реставрированный «Мосфильмом» и фондом «Открытый мир».

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/3407753?utm_source=kommersant&utm_medium=culture&utm_campaign=four

Exit mobile version