Экономически страны БРИКС впервые обогнали семь самых развитых держав мира, сообщает JDD. Это явление вкупе с демографическим превосходством группы развеяло мифы о развивающихся государствах и доказало появление силы, опережающей США, считает автор статьи.
Многие аналитики отмечали в последние дни, что государства БРИКС превзошли по объему ВВП группу семи наиболее промышленно развитых стран мира. Свидетельствует ли это о важном геополитическом перевороте?
Каковы факты?
БРИКС, группа стран, включающая Бразилию, Россию, Индию, Китай и Южную Африку, в настоящее время имеет больший экономический вес, чем семь наиболее промышленно развитых государств G7, согласно данным британской консалтинговой компании Acorn Macro Consulting.
Организация БРИКС обеспечивает 31,5% мирового ВВП против 30,7% у G7. Тенденция к росту продолжится в ближайшие годы. Рост БРИКС в значительной степени обусловлен экономическим подъемом Китая и Индии. В Твиттере эту информацию, в частности, распространили консультант Acorn Ричард Диас (Richard Dias) и журналист Жорж Мак (Georges Mack), причем последний отметил: “Больше нет развитого мира и развивающегося мира. Можно говорить о мире восходящем и о мире, стремящемся вниз”.
Что такое БРИКС?
Первоначально термин БРИК был придуман в 2001 году одним из аналитиков Goldman Sachs для описания тогдашних развивающихся экономик с очень быстрыми темпами роста. Однако эти страны решили структурировать себя и объединиться. Первый саммит Бразилии, России, Индии и Китая состоялся в 2009 году. Их целью тогда была координация усилий для противостояния США на мировой арене. Южная Африка присоединилась к группе в 2010 году.
Сегодня многие страны, похоже, заинтересованы во вступлении в БРИКС. В частности, о своих намерениях объявили Саудовская Аравия, Мексика, Нигерия, Венесуэла и Иран. В мае 2022 года тогдашний министр иностранных дел Китая Ван И особо упомянул идею расширения форума за счет таких стран, как Аргентина и Пакистан, пояснив, что “Китай пригласил Казахстан, Саудовскую Аравию, Аргентину, Египет, Индонезию, Нигерию, Сенегал, Объединенные Арабские Эмираты и Таиланд присоединиться к диалогу БРИКС”.
В 2010-х годах организация БРИКС создала Новый банк развития в качестве альтернативы Всемирному банку и Международному валютному фонду. Они также сформировали общий валютный резервный фонд.
Отчасти по этой причине многие страны хотят вступить в БРИКС, рассматривая группу как альтернативу МВФ, оставившему плохие воспоминания о себе во многих странах.
Почему это важно?
В “Большую семерку”, основанную в 1974 году по инициативе Парижа, сейчас входят США, Япония, Великобритания, Франция, Германия, Италия и Канада (в оригинале вместо Канады указан Европейский Союз, — Прим. ИноСМИ). Этот форум собирается каждый год для обсуждения основных направлений деятельности и глобальных решений проблем. Тот факт, что их обошли страны БРИКС, демонстрирует несколько важных геополитических событий, в частности, выход на арену Китая в качестве ведущей мировой экономической державы, опережающей США. Речь идет о паритете покупательной способности с 2017 года.
Относительный упадок США стал реальностью, хотя после Второй мировой войны они утвердились как ведущая экономическая держава, как реорганизатор экономической системы (Бреттон-Вудское соглашение 1944 года) и как держатель эталонной валюты, на которой основана вся торговля.
БРИКС обгоняет G7 не только в экономическом, но и в демографическом плане: в странах “Большой семерки” проживают 800 миллионов человек против 3,2 миллиарда в государствах БРИКС.
В ближайшие годы будет видно, как страны БРИКС намерены поставить себя по отношению к американской мощи. Будут ли они вступать в конфронтацию? Какую позицию будут занимать в отношении России, члена БРИКС и участницы конфликта на Украине? В июне президент России Владимир Путин призвал организацию к сотрудничеству перед лицом “эгоистичных действий” западных держав. В частности, он осудил попытки последних “использовать финансовые механизмы, чтобы возложить на весь мир ответственность за собственные ошибки в макроэкономической политике”. В последние месяцы два члена БРИКС (Россия и Китай) неуклонно сближались на фоне растущей напряженности в отношениях с США и Европой.
“Основополагающий миф о развивающихся экономиках развеялся”, — сказал Гюнтер Майхольд, заместитель директора Немецкого института международных отношений и безопасности (SWP), в интервью Deutsche Welle*. По его словам, “БРИКС переживает свой геополитический момент”, страны блока пытаются позиционировать себя как представители глобального Юга, предлагая “модель, альтернативную G7”.
Однако возможное превращение БРИКС в геополитическую силу вызывает сомнения. “У этой организации нет планов по замене действующей системы”, — говорил в ноябре прошлого года Кристоф Вентура, директор по исследованиям Института международных и стратегических отношений (Iris). “Группа БРИКС похожа на другие клубы и форумы, где каждый отстаивает свои интересы”.