Site icon

Социологи зафиксировали у россиян рекордно высокий уровень оптимизма

 

Большинство россиян смотрят в новый год с небывалым оптимизмом, хотя год уходящий оценивают скорее как очень тяжелый, выяснил ВЦИОМ. От наступающего 2024-го люди ждут окончания военных действий и мирного соглашения с Украиной, подъема экономики, снижения цен и возобновления международной торговли. Выборы президента также вошли в число самых ожидаемых в следующем году событий. Эксперты объясняют такой феномен эффектом несбывшихся негативных ожиданий.

53% опрошенных россиян сообщили социологам, что провожают 2023 год с хорошим настроением и чувством оптимизма,— это на 15 процентных пунктов больше, чем в конце прошлого года (тогда позитивные ожидания были у 38% респондентов), и вообще рекордный показатель за последние 17 лет, рассказал в четверг гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров, представляя результаты традиционного предновогоднего опроса. Доля пессимистов, напротив, за этот год сократилась с 22% до 11%.

Опрос «ВЦИОМ-Спутник» был проведен 8 и 16 декабря 2023 года среди 1,6 тыс. респондентов. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, погрешность которой с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

От наступающего года россияне ждут прежде всего окончания спецоперации на Украине (мирного соглашения либо победы) и возвращения домой мобилизованных — об этом, отвечая на открытый вопрос, заявили 45% опрошенных. Еще 26% вспомнили про выборы президента, 13% рассчитывают на подъем экономики, выход из кризиса и повышение уровня жизни.

Валерий Федоров напомнил, что подобный всплеск оптимизма россияне испытывали в 2007 году на фоне небывалого экономического подъема, и в 2017-м, когда закончился очередной экономический кризис и страна шла навстречу выборам президента. «Был такой подъем в обществе, ожидание нового начала — в общем, на позитиве были»,— пояснил господин Федоров.

А вот самый высокий уровень пессимизма социологи фиксировали в кризисном 2008 году (о плохом настроении тогда сообщали 20% опрошенных), а также в 2018-м (21%) и 2022-м (20%). В 2018 году в России были «очень хорошие» выборы президента, чемпионат мира по футболу, а потом «очень плохая», с точки зрения населения, пенсионная реформа, перечислил Валерий Федоров. А 2022 год — это начало СВО, санкции, всплеск инфляции, экономический кризис и в целом большое количество проблем.

Но сейчас можно наблюдать перелом в настроении людей, причем очень резкий, констатировал социолог: по мнению россиян, все повернулось к лучшему.

Примечательно, что ощущения от уходящего года оказались не столь оптимистичными. Как тяжелый для страны 2023 год оценили 66% опрошенных и только 26% заявили, что он был в целом хорошим. Но, хотя негативные оценки превалируют над позитивными, в целом все воспринимается лучше, чем в предыдущие годы, отметил глава ВЦИОМа: 2022-й как тяжелый год оценивали 83% респондентов (противоположной точки зрения придерживались 14%), а в 2020-м этот показатель достигал наивысшего значения — 88% (и только 8% находили год удачным). То есть пандемия оказала на мироощущение россиян большее воздействие, чем СВО, резюмировал Валерий Федоров.

Политолог Екатерина Курбангалеева считает, что рост оптимизма можно объяснить эффектом несбывшихся негативных ожиданий. Пугали кризисом — он не наступил: да, цены повышаются, но не лавинообразно. Пугали новой мобилизацией, но ее не объявили. Пугали безработицей и безденежьем, а у людей, напротив, появились дополнительные деньги по причине мобилизационных и прочих выплат, плюс спрос на рабочие руки.

«В целом, возможно, у определенной части населения есть ощущение, что все пока под контролем, несмотря на предыдущие пессимистические прогнозы»,— заключает эксперт.

Результаты проведенных центром социального проектирования «Платформа» исследований подтверждают, что общественное сознание сейчас находится в фазе оптимизма, согласен с коллегами из ВЦИОМа основатель «Платформы» Алексей Фирсов. Это можно объяснить тем, что пройден своего рода экзистенциальный рубеж, когда уровень национального риска оценивался как очень высокий, поясняет он. Но худшего не случилось, пружина разжалась, «люди, что называется, выдохнули», и теперь будущее представляется им в более позитивном ключе, рассуждает эксперт. Правда, при этом фокус-группы показывают, что как таковой четкой перспективы этого лучшего будущего у людей нет, оговаривается господин Фирсов, есть скорее ощущение, что все будет хорошо — своего рода «оптимизм в кредит». Он также обращает внимание на то, что к выявленной социологами доле оптимистов (53%) из перечисленных респондентами ожидаемых событий приближается только показатель окончания войны, то есть основа оптимизма — это прекращение конфликта. Но это ситуация не очень простая, предупреждает Алексей Фирсов, если оптимизм не найдет подтверждения, то мы можем увидеть цикл спада и эффект обманутого ожидания.

«Коммерсантъ»

Exit mobile version