Русские богатыри: Александр Засс и Юрий Малько
О том, как в Первую Мировую войну русский богатырь вынес на своих плечах раненого коня с поля боя, как он рвал цепи и изгибал затейливым узором металлические пруты, о разработанной им и до сих пор используемой атлетами всего мира системе изометрических упражнений, знают многие.
Тайной для большинства осталась судьба “Сильнейшего человека мира” после Первой Мировой за рубежом. Он не был похож на многих силачей того времени, обладавших массивными фигурами и большим весом. Его рост – 167,5 см, вес – 80 кг, окружность грудной клетки 119 сантиметров, бицепсы – по 41 сантиметру.
Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в своем родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы. В конце своего выступления артист, как в то время было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки. Увы, никто не смог ни согнуть подкову, ни оторвать от земли шаровую штангу с толстым грифом. И вдруг отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и вышел на арену. Александр знал, что его отец был очень сильным. Иногда он демонстрировал перед гостями свою силу.
И вот силач протянул отцу подкову. К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и, выпрямив туловище, поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен. Он подозвал к себе униформиста. Тот сбегал за кулисы и принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!»
С тех пор его сын жил только цирком. На заднем дворе дома с помощью взрослых установил два турника, повесил трапеции, раздобыл хозяйственные гири, сделал примитивную штангу, и с невероятным упорством стал тренироваться. Старался повторить то, что видел. Освоив «солнце» (большой оборот) на турнике, стал выполнять перелеты с одной перекладины на другую, делал сальто назад не только на полу, но и на лошади. Несколько раз подтягивался на одной руке. Но все эти занятия были бессистемными.
Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным». Он начинал заниматься по системе Сандова – своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев – со штангой.
Он выжимал двухпудовые гири одновременно и попеременно («мельница»), жал их вверх дном, жонглировал. Со штангой выполнял, главным образом, жим, толчок и жим из-за головы. При собственном весе 66 кг юный Засс выкручивал (жим с отклонением туловища) правой рукой 80 кг. Но больше всего его привлекали силовые трюки, которые он видел в цирке. А посещал он цирк постоянно. Его спортивный реквизит стал пополняться подковами, цепями, металлическими прутьями, гвоздями. И тут он понял, что многократные попытки выполнить трюк – разорвать цепь или согнуть толстенный металлический прут – приносят ощутимые результаты в развитии физической силы. В сущности, это были широко известные ныне изометрические упражнения. Таким образом, чисто эмпирическим путем (основанным на опыте) Александр Засс пришел к убеждению, что атлетическую силу можно развить, сочетая в тренировках динамические упражнения с изометрическими. Позднее он опубликовал свою изометрическую систему, и эта брошюра произвела сенсацию.
Цирковая карьера Александра Засса началась в 1908 году в Оренбурге, в гастролировавшем там цирке Андржиевского. Попав в цирк, Засс одно время работал ассистентом легендарного дрессировщика Анатолия Дурова, затем – у атлета Михаила Кучкина, и тот часто говорил своему ассистенту: «Когда-нибудь, Саша, ты станешь знаменитым силачом, я не видел никого, кто был бы так силен, как ты, имея такой небольшой рост и вес». В целом Засс около шестидесяти лет проработал в цирке и почти сорок из них – с атлетическими номерами.
В 1914 году грянула Мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах.
В одном из боев Засс был тяжело ранен шрапнелью в обе ноги. Он попал в плен, и австрийский хирург начал было ампутацию. Но Засс взмолился не делать этого. Он верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел! Вскоре его вместе с другими пленными отправили на тяжелые дорожные работы. Он совершил несколько неудачных побегов, после которых его жестоко наказывали. Примечателен был третий побег. Сбежав из лагеря, Александр очутился в городе Капошваре на юге Венгрии, где как раз гастролировал цирк Шмидта, известный всей Европе. Представ перед хозяином цирка, Засс откровенно рассказал ему о своей беде, а также о работе в русских цирках. Тут же директор предложил ему разорвать цепь и согнуть толстый металлический прут. Конечно, голодный и уставший Засс не был в хорошей спортивной форме, но усилием воли справился с задачей. Работая в цирке Шмидта, Александр Засс, по предложению директора, взял сценическое имя Самсон. Это понадобилось для более эффектных афиш.
Его взяли в цирк, и вскоре весть об удивительном атлете разнеслась по городу. Но однажды на его представление пришел военный комендант. Он заинтересовался, почему такой сильный молодой атлет не служит в австрийской армии. В тот же вечер выяснилось, что Самсон – русский военнопленный. Его отвели в подвал крепости, в сырое, темное помещение. Но сила его и воля не были сломлены. Он совершил новый побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку.
Теперь он добирается до Будапешта, где устраивается работать грузчиком в порт, а затем – на арене цирка. Помог ему борец, чемпион мира Чая Янос, с которым Александр познакомился еще в России. Этот добродушный, могучий венгр с участием отнесся к несчастному Зассу. Отвез его в деревню к своим родственникам, где силы Александра постепенно восстановились. Затем он три года выступал в труппе борцов под руководством Чая Яноса, чередуя схватки на ковре с атлетическими выступлениями.
Однажды Янос познакомил русского силача с известным итальянским импрессарио синьором Пазолини, который много слышал об атлетических возможностях Засса. Итальянец и предложил заключить контракт. Начинаются европейские гастроли Засса, слава его растет.
В 1923 году он получил предложение работать в Париже. Своими колебаниями “соглашаться – не соглашаться” атлет поделится потом в своей книге “Удивительный Самсон: рассказано им самим”, вышедшей в Лондоне в 1925 году. Засс все же подписал контракт с “Новым цирком” Шарля Дебрея – на великолепных условиях, но и в Париже долго не задержался. Год спустя Засс отправился в Англию по приглашению известного руководителя сети британских варьете Освальда Столла.
Прибыв в Лондон, не зная ни слова по-английски, Засс… потерялся. Встречавший популярного силача господин просто не обратил внимания на неприметного мужчину ростом 166 сантиметров, прибывшего на центральный вокзал “Виктория”. Вскоре, однако, атлета нашли, и с тех пор его фотографии не сходили со страниц британских газет. Манчестер, Бристоль, Эдинбург, Глазго… Самсон переезжает из города в город, выступает на лучших театральных площадках – да, именно в театрах и мюзик-холлах демонстрировали свои силовые номера атлеты того времени.
Самсон был действительно уникален. Взять, скажем, разрывание цепи, обмотанной вокруг тела. Каждый новый импресарио появлялся перед Зассом с толстенной цепью. Это был своего рода экзамен, “пропуск” на подмостки. Но лишь Самсон мог продемонстрировать этот номер в десятках вариантов, разрывая металл разными группами мышц. Выступление, когда Самсон проносил по сцене лошадь весом за 300 килограммов, взваленную на плечи, – коронное. Он повторял его и просто на публике, под открытым небом. Для демонстрации колоссальной нагрузки на плечи Самсон соорудил специальную вышку. Стоя наверху, он удерживал на плечах подвешенные мостки с людьми. На самой известной фотографии, где в такой группе запечатлен Уинстон Черчилль, Засс держит на плечах 13 человек.
В 1925 году, вскоре после того, как Засс впервые приехал в Англию, он познакомился с танцовщицей Бетти – она стала ассистенткой в одном из его знаменитых номеров: он висел вниз головой под куполом цирка, держа в зубах канат, на котором была подвешена платформа с пианино и играющей на нем пианисткой. Долгие годы Бетти музицировала так, паря над манежем, пока во время выступления в 1952 году на ливерпульском стадионе Засс не рухнул вниз, вместе с пианино на хрупкую женщину.
Поистине уникальный номер под названием “Человек-снаряд” Засс развил из демонстрировавшегося другими силачами: они ловили 9-килограммовое ядро, которым выстреливала с небольшого расстояния пушка. Для начала Засс выбрал ядро себе под стать – 90 килограммов. Но и этого ему было мало. Неравнодушный к слабому полу, он знал, чем покорить публику! После долгих расчетов и поисков Самсон создал чудо-пушку, стрелявшую не холодным металлом, а… очаровательной девушкой! Выступление тщательно отрабатывалось, и тренировочные “стрельбы” Алекс производил своей верной спутницей Бетти. Позже ее заменила Лилиан ля Брам, покорившая Самсона то ли лучшей аэродинамикой форм, то ли более легким весом.
Заменяя домкрат, Александр Засс отрывал от земли с одной стороны грузовые автомобили. Судя по фотографиям, у него вообще была тяга к машинам: то в одном, то в другом городе Великобритании его импресарио Ховард устаивал “дорожные шоу”, когда на одной из площадей при стечении народа Самсон укладывался на землю, а по нему – по ногам, по пояснице – проезжало авто с пятью-шестью пассажирами. “Человек мощностью в две лошадиные силы”, – зазывал рекламный плакат. Растяжку лошадьми Засс тоже практиковал на широкой публике. При этом он удерживал двух лошадей, рвущихся в противоположные стороны.
Одним из коронных номеров Засса было забивание огромных гвоздей в толстую доску ладонью руки. Об этом взахлеб писала британская пресса. Дэвид Вебстер слышал историю, что однажды Самсон не рассчитал удар и пробил насквозь руку. Оказавшись таким образом пригвожденным к доске, Засс взялся пальцами свободной руки за шляпку гвоздя и вытащил его из дерева, словно клещами.
Итак, 1925 год – Самсон подписывает контракт и успешно гастролирует в Ирландии, потом возвращается в Англию. На последовавшее десятилетие приходится пик славы Самсона – “Сильнейшего человека Земли”. Оказывается, все годы, до самой смерти Засс прожил в Соединенном Королевстве по виду на жительство, так и не отрекшись от русской Родины. А вот с началом Второй Мировой войны у Александра Засса, так и не принявшего британское подданство, возникают проблемы. Дабы не оказаться в числе интернированных, он прекращает публичные силовые выступления и оседает в городе Пэйнгтон, где занимается дрессировкой слонов, львов, шимпанзе в местном зоопарке.
Последнее публичное выступление Александра Засса в качестве силача в 1954 году было организовано для съемок телекомпании Би-би-си. Самсону тогда было 66 лет. Он продолжал работать, правда, не в силовом жанре, а дрессировщиком, но нередко включал в свои выступления силовые трюки. Так, в семидесятилетнем возрасте он носил по арене на специальном коромысле двух львов!