Двадцать три из 30 стран — участниц НАТО не достигли целевого показателя расходов на оборону в 2022 году — 2% ВВП. Свои обязательства выполняют лишь США, Греция, балтийские государства, Польша и Великобритания. По словам генсека альянса Йенса Столтенберга, это на одну страну меньше, чем за год до этого. Почему входящие в Североатлантический блок государства не торопятся выделять такие средства из своего бюджета — разбирались «Известия».
Необходимо увеличить расходы
«На данный момент оборонные расходы семи стран альянса достигли 2% ВВП, мы рассчитывали, что их будет больше. Действительно, внутри альянса есть понимание того, что обещание увеличить расходы на оборону и фактическое его осуществление — не одно и то же», — посетовал генсек НАТО Йенс Столтенберг, представляя ежегодный отчет за 2022 год. По его словам, страны — члены Североатлантического блока на саммите в Вильнюсе, который запланирован на июль этого года, должны будут принять новые обязательства и повысить военные расходы выше 2% ВВП.
Пока свои обязательства выполняют только Греция (3,54%), США (3,46%), Литва (2,47%), Польша (2,42%), Великобритания (2,16%), Эстония (2,12%), Латвия (2,07%). В то время как ведущим экономикам Евросоюза выбиться в лидеры не удалось. Франция тратит 1,89% ВВП, Италия — 1,51%, Германия — 1,49%, а Испания — 1,09%.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила, что была «весьма шокирована», когда увидела, какие страны выполняют поставленную альянсом задачи, а какие этого не делают.
Глава альянса отметил, что довести свои военные расходы до нормы в 2% страны — члены блока обязались еще девять лет назад. «Если в 2014 году обязательство потратить 2% было правильным, то сейчас это решение стало еще правильнее, потому что мы живем в более опасном мире», — призывал Столтенберг.
В конце 2021 года предполагалось, что каждая страна НАТО доведет свои оборонные расходы к 2024 году до 3% ВВП. В 2021 году показатели всех 30 государств НАТО достигли $1,174 трлн. При этом на 2023 год альянс установил военный бюджет в размере €1,96 млрд.
Новый план НАТО
Издание Poltico со ссылкой на источники писало, что военачальники альянса весной этого года представят обновленный региональный план обороны. Для его реализации необходимо увеличить численность военнослужащих до 300 тыс. человек. При этом первый эшелон может состоять из 100 тыс. военнослужащих из стран Балтии, Польши и Норвегии, готовых к отправке в течение десяти дней.
Второй эшелон считается подкреплением, которое готово к переброске за 10–30 дней. В публикации приводятся слова неназванного высокопоставленного военного, который считает, что альянсу потребуется больше войск. «Нам нужны силы, чтобы противостоять реалистичной России», — приводит издание его слова. Однако страны обеспокоены собственными запасами вооружений, к тому же в большом количестве оружия и боеприпасов нуждается Киев, поэтому, скорее всего, не все страны НАТО готовы осуществлять новые планы Североатлантического блока.
«Если устраивать потлак (совместный ужин, на который гости приходят со своей едой. — Ред.) и не говорить, что захватить с собой, то все принесут картофельные чипсы, потому что они дешевые и их легко достать. Страны принесли бы картофельные чипсы», — пожаловался экс-заместитель помощника министра обороны по европейской политике и политике НАТО Джеймс Таунсенд.
Как отмечает Politico, некоторым странам придется увеличить расходы на оборону, активизировать вербовку. К тому же все будут вынуждены покупать больше оружия, снаряжения и боеприпасов.
Однако европейские политики столкнулись со сложностями из-за отсутствия дополнительных средств. Помимо этого, есть проблемы с неэффективным оборонным планированием, нехваткой сырья для производства боеприпасов и оружия, а также длительностью процессов закупок и ограничением мощностей. Чтобы их расширить, потребуются годы.
Стать первой военной державой Европы
Старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский отмечает, что в сложившейся ситуации масштабы стран, которые платят по 2% ВВП на оборону, не имеют значения.
— Польша, например, намеревается в перспективе тратить до 4%, поскольку у страны есть амбиции стать первой военной державой Европы. Если милитаризировать страну, то это не будет тяжелой задачей. Но при этом у государства нет нормального ВПК. Польская военная компания находится в постоянном кризисе, каким образом насытить ее новыми технологиями — неизвестно. Поляки пытались с разных сторон к этому подступить, но пока не получилось. Но надо отметить, что история с 4% ВПК — это не столько про количество вооруженных сил, сколько про закупки вооружения, особенно сейчас. Помощь Украине вымывает существующие военные ресурсы, и их нужно будет восполнять, — пояснил политолог.
Эксперт добавил, что в то же время у Германии есть серьезные проблемы с оборонно-промышленным комплексом.
— Еще когда Урсула фон дер Ляйен была министром обороны, поставили вопрос о том, что ФРГ надо перевооружаться, однако сделать это страна не может, немецкие предприятия, например, брали оборонные заказы, но выполнить их не получалось. Тогда фон дер Ляйен пошла по такому пути, по которому сейчас идут немцы: если не получается сделать самим, надо закупить у американцев. Вопрос в том, готов ли Берлин увеличить расход на оборону с 1,49 до 2% ВВП просто ради того, чтобы вложить деньги в американскую экономику. Немцы и так вкладывают в нее, покупая дорогой американский газ, — пояснил специалист.
По его словам, Германии невыгодно вкладывать деньги в рост экономики США, а не ФРГ.
— Европейцы не очень стремятся при отсутствии собственных производств тратить деньги на закупку американских вооружений, хотя США ведут именно к этому. К тому же они не хотят расходовать средства в большом количестве — это плохой вариант для европейской экономики, — полагает Офицеров-Бельский.
Не все согласны платить
Доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина отмечает, что эта ситуация лишь подтверждает отсутствие партнерских равноправных отношений внутри альянса.
— Лидером являются США, которые производят больший объем вооружений и которые продают его партнерам по НАТО. Во многом увеличение средств на оборону означает как раз увеличение расходов на покупку вооружений у Вашингтона, на поддержку гарантий безопасности, которые предлагают американцы. К тому же страны разные, объемы ресурсов и возможности у них отличаются. Какие-то государства полагают, что они не должны быть втянуты в какие-то военные вопросы, в противостояние, по этой причине они не обязаны наращивать расходы на оборону, — считает политолог.
По ее мнению, страны также задают себе вопрос: защищать ли безопасность других государств или заниматься обороноспособностью собственной страны.
— Такие вопросы возникают в рамках разных организаций и объединений, в частности, в ЕС. Государства не стремятся наращивать отчисления на оборону в рамках НАТО, потому что могут понадобиться средства на другие программы, например, в рамках взаимодействия между странами Евросоюза. При этом мы видим, что принцип — 2% на оборону от ВВП страны — соблюдают лишь те государства, которые согласны со всеми пунктами, признают лидерство США и НАТО как блока, гарантирующего безопасность, — подытожила специалист в беседе с «Известиями».