Почему Италия меняет ЕС на Китай
Председатель КНР впервые за десять лет прибыл с официальным визитом в Италию. Главная тема предстоящих переговоров Си Цзиньпина с премьер-министром Джузеппе Конте — присоединение третьей по размеру европейской экономики к китайскому мегапроекту “Один пояс — один путь”. Итальянцы видят явные выгоды от такого соглашения, но перспективы сближения Рима с Пекином вызывают панику в Брюсселе и Вашингтоне. О том, как Италия внезапно стала одним из ключевых игроков в мировой политике, — в материале РИА Новости.
Сделать Италию великой вновь
Накануне визита китайского лидера в Рим крупнейшая итальянская газета Corriere della Sera опубликовала статью Си Цзиньпина, в которой он напомнил о многовековой связи двух стран: “Более двух тысяч лет назад Шелковый путь соединил Древний Китай и Древний Рим”. В наше время, отмечает председатель КНР, у китайско-итальянских отношений огромные перспективы.
“Италия и Китай могут развивать потенциал сотрудничества в таких секторах, как портовая логистика, морской транспорт, телекоммуникации, медицинский и фармацевтический секторы, и поощрять свои компании при запуске проектов сотрудничества на третьих рынках для достижения взаимной выгоды”, — продолжает товарищ Си, выражая надежду на “совместную работу с Италией по продвижению взаимодействия в рамках проекта “Один пояс — один путь”.
Китайский лидер подчеркивает, что сотрудничество обеспечит реализацию планов Рима по развитию северных портов страны и позволит развернуть большую программу инвестиций Китая в Италию. Обещания Пекина звучат слишком заманчиво, чтобы от них отказываться.
Особенно для страны, экономика которой — на грани серьезнейшего кризиса: в начале марта служба статистики Istat объявила, что ВВП Италии снижается уже два квартала подряд. Госдолг достиг 133 процентов ВВП — это наибольший показатель среди стран еврозоны после Греции.
Новый друг — лучше старых двух
В решении экономических проблем Рим не может рассчитывать ни на Европу, ни на США — Брюссель и Вашингтон не собираются помогать правительству, которое отказывается следовать традиционным либеральным рецептам в виде сокращения социальных программ и повышения налогов.
Зато Пекин готов к масштабной скупке итальянских долговых бумаг. О чем прямо было заявлено в ходе визита итальянской правительственной делегации в КНР в ноябре. Китай поставил лишь одно условие — Рим должен присоединиться к китайскому “поясу”.
Интересы Пекина понятны: помимо того, что Италия сама по себе — очень крупный и значимый рынок, это еще и прекрасные ворота в Европу и Африку.
Итальянцы, в свою очередь, рассчитывают, что в результате сделки с китайцами получат не только финансовую поддержку, но и возможность модернизировать порты Венеции, Триеста и Генуи.
Кроме того, как заявил заместитель министра по экономическому развитию Италии Микеле Герачи в недавнем интервью The New York Times, сотрудничество с Китаем позволит национальным производителям экспортировать в Китай одежду, машины, продукты питания, химические и другие товары в большем количестве.
Герачи отметил, что по объемам экспорта в Китай Италия сейчас существенно уступает Германии и Франции, однако новое соглашение ликвидирует это отставание. Эксперты находят планы Рима вполне реальными с учетом огромной популярности в Китае товаров с лейблом Made in Italy — от обуви и одежды до автомобилей Ferrari и Lamborghini.
Намерение Италии присоединиться к крупнейшему стратегическому проекту Пекина вызвало большое недовольство в Вашингтоне и панику в Берлине, Риме и Брюсселе.
Еще в начале марта, когда появились первые сообщения о готовящемся соглашении между Пекином и Римом, Совет по национальной безопасности США в официальном Twitter предупредил: поддержка Римом проекта “Один пояс — один путь” придает “законный характер хищническому подходу Китая к инвестициям и не принесет пользы итальянскому народу”.
Накануне визита Си Цзиньпина в Рим с аналогичным заявлением в своем Twitter выступил специальный помощник президента США — представитель Совета по национальной безопасности Гаррет Маркус.
“Италия — крупная мировая экономика и большое поле для инвестиций. Итальянскому правительству не нужно обеспечивать легитимность китайскому инфраструктурному проекту”, — написал он.
Однако призывы из-за океана не достигли цели, если не считать многочисленных заверений итальянских чиновников, что Рим не намерен отказываться от своих обязательств в рамках НАТО и не подвергает сомнению приоритет дружбы с США.
Восстание гладиаторов
А в отношениях с Евросоюзом итальянцы взяли курс на откровенную конфронтацию. В ответ на заявление Еврокомиссии, что торговые соглашения такого масштаба входят в полномочия Брюсселя, а не отдельных стран, Рим обвинил Берлин и Париж в лицемерии, указав, что по объемам торговли с Китаем Франция и Германия намного превосходят Италию.
В начале марта влиятельный итальянский интернет-портал Gli Occhi della Guerra опубликовал большую статью о деградации Европейского союза с беспрецедентно жесткой критикой Германии и Франции.
“Реальность в том, что Европейский союз разваливается не по вине своих противников, а именно по вине тех, кого называют его защитниками, — утверждает издание. — Европа надеялась, что ее спасут Ангела Меркель и Эммануэль Макрон, а в действительности именно эти лидеры франко-немецкой оси наносят ей последний удар. Они хотели и по-прежнему хотят, чтобы Европа была образом и подобием их оси, убеждая общественное мнение, что это единственный путь развития для всего Европейского союза”.
Gli Occhi della Guerra обвинил Ангелу Меркель в том, что она “своей торговой политикой, выстроенной в интересах Германии, втянула ЕС в бессмысленную торговую войну”, а Макрона — в отказе от европейского сотрудничества в области безопасности и обороны с целью навязать Европе свою концепцию общеевропейской армии.
“Этих двух примеров достаточно, чтобы понять, где находятся реальные враги объединенной Европы — ими оказываются те, кто на словах выступает в ее защиту”, — констатирует издание.
В дополнение к этим нападкам на Евросоюз итальянская правая партия “Братья Италии” внесла в парламент законопроект об изменениях в конституцию страны. “Братья” предлагают удалить упоминание ЕС из статьи 117 Основного закона, которая гласит, что “законодательные полномочия должны принадлежать государству и регионам в соответствии с конституцией и ограничениями, вытекающими из законодательства ЕС и международных обязательств”.
“В конституциях других стран — основателей Европейского союза таких общих норм нет”, — объясняет законодательную инициативу лидер партии Джорджа Мелони. Эксперты отмечают, что эта поправка даст возможность Риму отказываться от любых европейских обязательств.
Неудивительно, что на фоне подобной враждебности по отношению к ЕС западные аналитики считают согласие Рима на присоединение к проекту “Один пояс — один путь” главной угрозой целостности Европейского союза.
Подробнее: https://ria.ru/20190322/1552006601.html