Посол Италии в Москве Паскуале Терраччано — о перспективах саммита «ЕС–РФ» и о том, когда республика откроется для россиян
Италия не будет признавать российские сертификаты вакцинации в двустороннем порядке — она предпочтет дождаться момента, когда препараты от COVID, выпущенные в РФ, сертифицирует Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA). Об этом в интервью «Известиям» на международной промышленной выставке «Иннопром» заявил посол Италии в России Паскуале Терраччано. Дипломат также рассказал, как Рим относится к идее саммита «ЕС–Россия», стоит ли ждать от Евросоюза новых санкций в отношении Москвы и насколько сократился турпоток из РФ в республику.
«Российский рынок зрелый, и потребителю здесь нужны качественные товары»
— Италия стала первой европейской страной — партнером выставки «Иннопром». Как и почему было принято это решение?
— Решение было принято на встрече в октябре 2018 года в Кремле между тогдашним премьер-министром Италии Джузеппе Конте и Владимиром Владимировичем Путиным.
— Что дает это партнерство Италии?
— Оно предлагает Италии великолепную площадку для показа всех лучших достижений — всего того, чем она может похвастаться в области технологических инноваций. И итальянскому бизнесу — здесь более 60 компаний — предоставляется возможность установить контакты для запуска новых проектов промышленного сотрудничества.
— Насколько я поняла из ваших выступлений, одна из задач итальянского участия лежит в продвижении бренда Made in Italy. Также вы говорили, что итальянские производители активно взаимодействуют с российской стороной, действуя уже под лозунгом Made with Italy. Вы можете привести примеры такого совместного производства? Итальянским производителям не жалко, передавая технологии, раскрывать свои профессиональные секреты?
— Мы стремимся к равновесию между «Сделано в Италии» и «Сделано с Италией». Мы знаем, что российский рынок зрелый и потребителю здесь нужны качественные товары. В то же время мы знаем, что в России идет диверсификация экономики. Существует спрос на итальянские технологии, итальянские ноу-хау, и это мы уже реализуем в рамках стратегии «Сделано с Италией».
Если говорить о примерах, вы здесь наверняка заметили замечательный вертолет компании Leonardo, у которой есть совместное предприятие с «Вертолетами России»; довольно заметный стенд у компании Pirelli, которая сотрудничает с Ростехом. Также представлена компания «Конар» — это целый индустриальный конгломерат, у которого есть много различных совместных проектов с итальянскими предприятиями в Челябинской области.
— Как на двусторонней торговле сказалась пандемия?
— Произошло ощутимое снижение нашего товарообмена. Однако за последние несколько месяцев возобновился рост — мы уже отыграли около 20%. К сожалению, мы остаемся далеки от пиковых значений 2013 года — полагаю, сейчас мы находимся примерно на уровне 70–80% от величины того времени. Но у нас сохраняется тенденция к росту, и мне кажется, несмотря на кризисные периоды различной природы, мы так или иначе скоро преодолеем пиковые отметки, то есть выйдем на уровень свыше €30 млрд товарообмена.
«Италия поддержала предложение возобновить саммиты между Россией и ЕС»
— Насколько принципиальную роль в двусторонней торговле играет политический аспект?
— Взаимодействие в торговле и экономике строится на взаимодополняемости экономических систем, которое как раз и характерно для Италии и России. Поэтому оно продолжается и должно продолжаться, несмотря на возможные политические сложности. В любом случае, Италия и Россия всегда придерживались подхода, строящегося на открытости к диалогу, поэтому объективные политические сложности не должны тормозить другие возможности для сотрудничества.
— Один из ключевых моментов, который имел политическую подоплеку — экономические санкции, введенные в 2014 году, и продуктовое эмбарго в ответ с российской стороны. На недавнем саммите ЕС лидеры поручили Еврокомиссии проработать новые ограничения в отношении России. Обычно Брюссель вводит индивидуальные санкции, но какие ограничения будут на этот раз, непонятно. Насколько реальна перспектива экономических мер со стороны Евросоюза, и как к такой перспективе относится итальянская сторона?
— Я надеюсь, что новых санкций не будет. Речь идет пока что о гипотезах, которые прорабатываются Еврокомиссией, но никаких решений не принято. Если действительно произойдут какие-то новые кризисные эпизоды в отношениях с Российской Федерацией, тогда эти гипотезы могут быть приняты к рассмотрению, но, в любом случае, я надеюсь, что между ЕС и Россией может возобновиться содержательный диалог. Италия поддержала предложение возобновить саммиты между Россией и ЕС.
— Часть стран высказалась за то, чтобы провести такой саммит, с десяток стран выступили резко против. Насколько реально устроить такую встречу в ближайшее время?
— Решающую роль сыграла бы имплементация Минских соглашений, чтобы решить проблему Донбасса. И здесь, возможно, Россия могла бы попытаться взять на себя более активную роль: эта страна больше, и она могла бы постараться выступить драйвером воплощения в жизнь этих соглашений.
— Есть ли у вас предположения, когда саммит можно было бы организовать, или этот вопрос пока повис в воздухе?
— Нет. Поскольку в Брюсселе прийти к соглашению не удалось, я полагаю, что до следующего заседания Европейского совета вопрос остается подвешенным.
«Поток российских туристов свелся практически к нулю»
— Как пандемия повлияла на турпоток, понятно. Мой вопрос в том, на сколько сократилось число российских туристов в Италии? И чего ожидает от нынешнего сезона республика?
— К сожалению, поскольку границы Европейского союза закрыты в связи с динамикой эпидемиологической обстановки в РФ, поток российских туристов свелся практически к нулю. Нам очень жаль, потому что мы знаем, что они очень любят Италию, а Италия очень любит их у себя принимать. В отсутствии российских туристов итальянская туристическая индустрия будет делать ставку на внутренний туризм и на привлечение путешественников из Европы. Сейчас очень высокий туристический спрос: все хотят куда-то поехать, все хотят немного отдохнуть — кто-то хочет в горы, кто-то на море. Италия может предложить всё это, поэтому мы будем надеяться, что нынешний туристический сезон всё же будет успешным.
— На днях вы рекомендовали всем российским гражданам вакцинироваться — от хода прививочной кампании, по вашим словам, зависит вопрос открытия для граждан РФ итальянских границ. Есть ли конкретный порог вакцинированного населения, который надо для этого преодолеть?
— Соотношение происходит не между процентом вакцинированных граждан РФ и открытием границ, а между количеством вакцинированных граждан РФ и контролем над эпидемией. Считается, что для контроля над эпидемией нужно иметь по меньшей мере 70% иммунизированных граждан. Вот в чем соотношение. Как только здесь, в России, пандемия окажется под контролем, границы будут открыты. Чтобы держать под контролем пандемию, нужно, чтобы количество вакцинированных значительно увеличилось и дошло до уровня порядка 70%.
— Ключевой вопрос — о сертификатах вакцинации. Ни один российский препарат не входит в портфель Евросоюза. Готова ли Италия признать российские прививки для въезда граждан РФ в республику?
— Что касается сертификации «Спутника V», то она производится на научной-медицинской основе Европейским агентством лекарственных средств (EMA). Я надеюсь, что эта процедура завершится успешно и как можно скорее, и тогда вакцинированные «Спутником» граждане тоже смогут получить так называемый «зеленый» европейский паспорт.
— То есть без признания на уровне Евросоюза сертифицировать российские препараты на двусторонней основе Италия не готова?
— Итальянское правительство будет следовать правилам. Потому что на двусторонней основе признание вакцины возможно, но только в условиях временной чрезвычайной ситуации — этим воспользовалась, к примеру, Венгрия. Однако сейчас таких условий нет, ситуация уже под контролем, в Италии есть доступные вакцины, а значит, нет и повода отступать от европейских правил.